Вузовская лекция на русском языке для студентов-иностранцев: лингвометодические особенности ее организации
Аннотация
Целью исследования является поиск путей обеспечения преемственности между предвузовской подготовкой иностранных студентов и их обучением по выбранной профессиональной программе за счет оптимизации преподавания предметных лекционных курсов, способствуя тем самым успешной академической адаптации иностранцев в российских вузах. Статья посвящена рассмотрению лингвометодических особенностей учебной лекции как важнейшего компонента образовательного процесса в вузе и специфике ее организации для студентов-иностранцев, обучающихся в смешанных академических группах. Справедливо полагая, что успехи иностранных обучающихся в овладении специальностью в значительной степени зависят от степени их приспособленности к новой академической среде, авторы подробно анализируют основные трудности, с которыми сталкиваются инофоны при восприятии и понимании лекционного материала на русском языке, и предлагают конкретные рекомендации преподавателям-предметникам по адаптации учебной лекции с учетом потребностей такой аудитории. Рассматриваются вопросы структурирования лекции, темпа и сложности речи, а также использования на занятии визуальных средств. Особо подчеркивается необходимость тесного и многостороннего взаимодействия между русистами и преподавателями специальных дисциплин. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к рассмотрению учебной лекции как лингводидактического феномена, функционирующего на стыке языковой и профессиональной подготовки иностранных студентов. В результате исследования были разработаны рекомендации по структурированию и адаптации лекционного материала с учётом уровня языковой подготовки инофонов.
Источники
- Аркадьева Т. Г., Васильева М. И., Владимирова С. С., Федотова Н. С., Шарри Т. Г. Лекция-беседа в методическом инструментарии преподавателя русского языка как иностранного // Научный диалог. 2017. № 12. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-406-418
- Бордовская Н. В., Кошкина Е. А., Бочкина Н. А. Образовательные технологии в современной высшей школе (анализ отечественных и зарубежных исследований и практик) // Образование и наука. 2020. № 22 (6). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-137-175
- Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982.
- Дечева С. В., Аристова Д. Д. Риторика университетской лекции и её эволюция в западной академической среде // Litera. 2022. № 10. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2022.10.38877
- Ибрагимов Г. И., Гайнутдинов Р. Г. Лекция в вузе: теория, история, практика: монография / под ред. Г. И. Ибрагимова. Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2017.
- Клобукова Л. П., Михалкина И. В. Проблемы обучения аудированию в зеркале реальной коммуникации // Мир русского слова. 2001. № 3.
- Космаков А. М. Трудности аудирования при изучении русского языка как иностранного // Русский язык и лингвокультура в сопоставительном аспекте. Екатеринбург, 2017. Вып. 3.
- Кругликов В. Н. Лекция в эпоху информационного общества и ее перспективы в будущем // Научно–технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1.
- Лехциер В. Л. О судьбе лекции в цифровую эпоху: теоретический обзор, эмпирический анализ // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2016. № 2 (20).
- Матушкин Н. Н., Столбов В. Ю. Организация аудиторной работы студентов по учебной дисциплине: методические рекомендации преподавателям, разрабатывающим новые образовательные программы на основе ФГОС ВПО. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013.
- Михальская А. К. Риторика и культура речи. М.: Академия, 2004.
- Сухомлинова М. А. Стилистические особенности текста академической лекции (на материале английского языка) // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2020. № 1. https://doi.org/10.18522/1995-0640-2020-1-62-71
- Хохлов В. В., Андрейкин А. Б. Виды современных лекций и их характеристика // Смоленский медицинский альманах. 2020. № 4. https://doi.org/10.37963/SMA.2020.4.33
- Чернявская В. Е. Научный дискурс как объект лингвистического исследования. М.: Флинта, 2006.
- Штоббе И. А., Азарова О. В. Вузовская лекция: опыт преподавания химии иностранным студентам // Развитие образования. 2023. Т. 6. № 2. https://doi.org/10.31483/r-106252
- Юмов И. Б, Юмова Ц. Ж. Технология «Перевернутое обучение»: преимущества и недостатки при внедрении в образовательный процесс // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2024. № 5 (235). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2024-5-90-98
- Flowerdew J. Academic Listening: Research Perspectives. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
- Rodero E. Influence of Speech Rate and Information Density on Recognition: The Moderate Dynamic Mechanism // Media Psychology. 2015. № 19 (2). https://doi.org/10.1080/15213269.2014.1002942
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 24 мая 2025.
- Опубликована: 21 июля 2025.
Ключевые слова
- академическая адаптация иностранцев
- смешанная учебная группа
- преподаватели специальных дисциплин
- структура вузовской лекции
- academic adaptation of foreigners
- mixed academic group
- teachers of special disciplines
- structure of a university lecture
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»