• Научная статья
  • 21 июля 2025
  • Открытый доступ

Вузовская лекция на русском языке для студентов-иностранцев: лингвометодические особенности ее организации

Аннотация

Целью исследования является поиск путей обеспечения преемственности между предвузовской подготовкой иностранных студентов и их обучением по выбранной профессиональной программе за счет оптимизации преподавания предметных лекционных курсов, способствуя тем самым успешной академической адаптации иностранцев в российских вузах. Статья посвящена рассмотрению лингвометодических особенностей учебной лекции как важнейшего компонента образовательного процесса в вузе и специфике ее организации для студентов-иностранцев, обучающихся в смешанных академических группах. Справедливо полагая, что успехи иностранных обучающихся в овладении специальностью в значительной степени зависят от степени их приспособленности к новой академической среде, авторы подробно анализируют основные трудности, с которыми сталкиваются инофоны при восприятии и понимании лекционного материала на русском языке, и предлагают конкретные рекомендации преподавателям-предметникам по адаптации учебной лекции с учетом потребностей такой аудитории. Рассматриваются вопросы структурирования лекции, темпа и сложности речи, а также использования на занятии визуальных средств. Особо подчеркивается необходимость тесного и многостороннего взаимодействия между русистами и преподавателями специальных дисциплин. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к рассмотрению учебной лекции как лингводидактического феномена, функционирующего на стыке языковой и профессиональной подготовки иностранных студентов. В результате исследования были разработаны рекомендации по структурированию и адаптации лекционного материала с учётом уровня языковой подготовки инофонов.

Источники

  1. Аркадьева Т. Г., Васильева М. И., Владимирова С. С., Федотова Н. С., Шарри Т. Г. Лекция-беседа в методическом инструментарии преподавателя русского языка как иностранного // Научный диалог. 2017. № 12. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-406-418
  2. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А., Бочкина Н. А. Образовательные технологии в современной высшей школе (анализ отечественных и зарубежных исследований и практик) // Образование и наука. 2020. № 22 (6). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-137-175
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982.
  4. Дечева С. В., Аристова Д. Д. Риторика университетской лекции и её эволюция в западной академической среде // Litera. 2022. № 10. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2022.10.38877
  5. Ибрагимов Г. И., Гайнутдинов Р. Г. Лекция в вузе: теория, история, практика: монография / под ред. Г. И. Ибрагимова. Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2017.
  6. Клобукова Л. П., Михалкина И. В. Проблемы обучения аудированию в зеркале реальной коммуникации // Мир русского слова. 2001. № 3.
  7. Космаков А. М. Трудности аудирования при изучении русского языка как иностранного // Русский язык и лингвокультура в сопоставительном аспекте. Екатеринбург, 2017. Вып. 3.
  8. Кругликов В. Н. Лекция в эпоху информационного общества и ее перспективы в будущем // Научно–технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1.
  9. Лехциер В. Л. О судьбе лекции в цифровую эпоху: теоретический обзор, эмпирический анализ // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2016. № 2 (20).
  10. Матушкин Н. Н., Столбов В. Ю. Организация аудиторной работы студентов по учебной дисциплине: методические рекомендации преподавателям, разрабатывающим новые образовательные программы на основе ФГОС ВПО. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013.
  11. Михальская А. К. Риторика и культура речи. М.: Академия, 2004.
  12. Сухомлинова М. А. Стилистические особенности текста академической лекции (на материале английского языка) // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2020. № 1. https://doi.org/10.18522/1995-0640-2020-1-62-71
  13. Хохлов В. В., Андрейкин А. Б. Виды современных лекций и их характеристика // Смоленский медицинский альманах. 2020. № 4. https://doi.org/10.37963/SMA.2020.4.33
  14. Чернявская В. Е. Научный дискурс как объект лингвистического исследования. М.: Флинта, 2006.
  15. Штоббе И. А., Азарова О. В. Вузовская лекция: опыт преподавания химии иностранным студентам // Развитие образования. 2023. Т. 6. № 2. https://doi.org/10.31483/r-106252
  16. Юмов И. Б, Юмова Ц. Ж. Технология «Перевернутое обучение»: преимущества и недостатки при внедрении в образовательный процесс // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2024. № 5 (235). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2024-5-90-98
  17. Flowerdew J. Academic Listening: Research Perspectives. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
  18. Rodero E. Influence of Speech Rate and Information Density on Recognition: The Moderate Dynamic Mechanism // Media Psychology. 2015. № 19 (2). https://doi.org/10.1080/15213269.2014.1002942

Информация об авторах

Новикова Наталья Степановна

к. филол. н., доц.

Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, г. Москва

Черкашина Татьяна Тихоновна

д. пед. н., доц.

Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва

Яркина Людмила Павловна

к. филол. н., доц.

Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 мая 2025.
  • Опубликована: 21 июля 2025.

Ключевые слова

  • академическая адаптация иностранцев
  • смешанная учебная группа
  • преподаватели специальных дисциплин
  • структура вузовской лекции
  • academic adaptation of foreigners
  • mixed academic group
  • teachers of special disciplines
  • structure of a university lecture

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)