Обучение студентов филологического направления англоязычному речевому поведению (на примере тактики ухода от ответа)
Аннотация
Целью исследования является разработка методики обучения русскоговорящих студентов филологического направления речевой тактике ухода от ответа в английском языке. В статье представлен анализ актуальных исследований речевой тактики уклонения от ответа в русской и английской лингвокультурах. На основе данных, полученных в работах, был создан комплекс упражнений для обучающихся с уровнем владения английским языком B2-C1. Научная новизна разработанного подхода состоит в создании учебных материалов, восполняющих отсутствие иноязычной среды и стимулирующих речевое поведение обучающихся, приближенное к речевому поведению носителей языка. В результате исследования была доказана эффективность разработанной методики обучения речевой тактике ухода от ответа путем успешной апробации полученного комплекса упражнений на базе Московского городского педагогического университета.
Материалы исследования
- Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
Источники
- Бердичевский А. Л., Голубева А. В. Как написать межкультурный учебник русского языка как иностранного. СПб.: Златоуст, 2015.
- Бим И. Л. Обучение устной речи младших дошкольников (на материале первого года обучения в школе с преподаванием ряда предметов на немецком языке) // Иностранные языки в школе. 2011. № 8.
- Верещагин Е. М., Ратмайр Р., Ройтер Т. Речевые тактики «призыва к откровенности» // Вопросы языкознания. 1992. № 6.
- Викулова Л. Г., Новиков Н. В. Формирование негативного образа политика в массмедийном дискурсе: предметная сфера спорт // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015. № 3 (19).
- Всемирнов М. И. Иносказания в обучении говорению при подготовке к ТРКИ-2 и ТРКИ-3 // Тестология. 2022. № 4 (16).
- Дейкина А. Д., Левушкина О. Н. Проблемно-конструктивные упражнения в обучении иностранных школьников устным видам речевой деятельности // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2024. Т. 28. № 3. https://doi.org/10.18522/1995-0640-2024-3-188-194
- Демушкина Т. Н. Интерерференция при выражении согласия и несогласия в речи русско-английских билингвов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2.
- Зуга О. В. Особенности реализации речевого акта отказа в конфликтном тексте // Политическая лингвистика. 2019. № 6 (78).
- Иванова О. В., Сбитнева Н. Н. Проведение учебной дискуссии при обучении студентов иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2025. № 1.
- Иванова С. В., Бокова Т. Н. Видение «школы будущего» в постмодернистском ракурсе (на основе компаративистских исследований) // Педагогика. 2020. № 6.
- Ильин А. А., Гальскова Н. Д. Обучение студентов языкового вуза письменному высказыванию на иностранном языке // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и перспективы развития / редкол.: А.П. Василевич (отв. ред.), Н. В. Полякова. М.: ФГБОУ ВО ГУП, 2023.
- Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд-е 9-е, доп. М.: ЛЕНАНД, 2024.
- Иссерс О. С., Журова А. В. Имплицитность как способ речевого маневрирования в публичной коммуникации // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 1 (34). https://doi.org/10.36809/2309-9380-2022-34-82-86
- Кнорц О. В. Семантико-прагматический потенциал высказываний отказа от коммуникации в романе Е. Водолазкина «Лавр» // Жанры речи. 2021. № 4 (32). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-4-32-295-304
- Колесников А. А. Как обучать иностранному языку студентов педагогического вуза: актуальные проблемы и возможные решения // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 462. https://doi.org/10.17223/15617793/462/24
- Кондрашова (Козьмина) В. Н., Поспелова А. Г. Косвенные уходы от ответа в английском диалоге, выраженные смещением коммуникативной доминанты // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 11-3 (53).
- Котельникова Е. Ю., Фролова Т. П. Система упражнений, направленная на формирование потенциального словаря при обучении иностранному языку в политехническом вузе // Проблемы современного образования. 2022. № 3. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-3-177-186
- Лапидус Б. А. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типологии упражнений // Иностранные языки в школе. 2006. № 4.
- Лигновская Е. В., Богатырева Е. Н. Система тренировочных упражнений при обучении курсантов профессионально ориентированному иностранному языку // Наука и военная безопасность. 2025. № 1 (40).
- Нестерова Т. В. Манипулятивные реализации интенции отказа в обиходном общении русских // Русский язык за рубежом. 2010. № 2 (219).
- Нефедова Л. А., Зубенко Я. В. Стратегия самопрезентации в женском нарративе (на примере художественных текстов немецко- и русскоязычных авторов-женщин) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2024. № 2 (54).
- Никитенко З. Н., Янченко В. Д., Никитенко Е. А., Дейкина А. Д. Творческая самореализация учащихся в процессе изучения русского языка как иностранного // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 2. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1702.01
- Пассов Е. И. О функциональной направленности организации речевого материала при обучении говорению // Иностранные языки в школе. 2014а. № 2.
- Пассов Е. И. Требования к упражнениям для обучения говорению // Иностранные языки в школе. 2014b. № 6.
- Скалкин В. Л. Системность и типология упражнений для обучения говорению // Иностранные языки в школе. 2008. № 4.
- Смерчинская А. А. Имплицитное выражение согласия/несогласия в инференциальных моделях диалогического общения // Казанская наука. 2022. № 2.
- Сороковых Г. В., Старицына С. Г. Тенденции современного персонифицированного иноязычного образования // Шатиловские чтения. Научное методическое наследие и перспективы развития иноязычного образования: сборник научных трудов. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2023. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/id23-692
- Тарева Е. Г., Дорохова А. М. Современный межкультурный дискурс: статус в лингводидактике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2024. № 1 (53). https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.53.1.09
- Тарева Е. Г., Корзун О. О. Методическая научная школа Института иностранных языков МГПУ: к юбилею Московского городского педагогического университета // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2025. № 1 (57). https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-157-166-179
- Токарев Г. Т. Речевая тактика ухода от прямого ответа как активный процесс в русском языке // Русский язык за рубежом. 2019. № 2 (273).
- Трифонова А. А., Варламова Е. Ю. Формирование умений диалогической речи средствами деловых игр на старшем этапе обучения английскому языку в средней школе // Современные вопросы обучения иностранным языкам в школе и вузе: сборник научных статей. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2014.
- Цимерман Е. А., Алмазова Н. И. Реализация предметно-языкового интегрированного обучения в иноязычной подготовке магистрантов управленческого профиля // Иностранные языки в школе. 2021. № 5.
- Черняк Н. В. Трудности оценки межкультурной компетенции учащихся посредством прямых методов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4.
- Языкова Н. В., Коренева М. Р. Методика формирования компенсаторных умений говорения в общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. 2013. № 9.
- Tareva E. G., Tarev B. V.Intercultural Education as a “Soft power” Tool // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2017. Vol. 10. № 3. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0051
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 23 апреля 2025.
- Опубликована: 23 июля 2025.
Ключевые слова
- студенты филологического направления
- обучение речевому поведению
- речевая тактика
- уход от ответа
- английская лингвокультура
- philology students
- teaching speech behavior
- speech tactics
- evading the answer
- English linguistic culture
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»