• Научная статья
  • 23 июля 2025
  • Открытый доступ

Обучение студентов филологического направления англоязычному речевому поведению (на примере тактики ухода от ответа)

Аннотация

Целью исследования является разработка методики обучения русскоговорящих студентов филологического направления речевой тактике ухода от ответа в английском языке. В статье представлен анализ актуальных исследований речевой тактики уклонения от ответа в русской и английской лингвокультурах. На основе данных, полученных в работах, был создан комплекс упражнений для обучающихся с уровнем владения английским языком B2-C1. Научная новизна разработанного подхода состоит в создании учебных материалов, восполняющих отсутствие иноязычной среды и стимулирующих речевое поведение обучающихся, приближенное к речевому поведению носителей языка. В результате исследования была доказана эффективность разработанной методики обучения речевой тактике ухода от ответа путем успешной апробации полученного комплекса упражнений на базе Московского городского педагогического университета.

Материалы исследования

  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

Источники

  1. Бердичевский А. Л., Голубева А. В. Как написать межкультурный учебник русского языка как иностранного. СПб.: Златоуст, 2015.
  2. Бим И. Л. Обучение устной речи младших дошкольников (на материале первого года обучения в школе с преподаванием ряда предметов на немецком языке) // Иностранные языки в школе. 2011. № 8.
  3. Верещагин Е. М., Ратмайр Р., Ройтер Т. Речевые тактики «призыва к откровенности» // Вопросы языкознания. 1992. № 6.
  4. Викулова Л. Г., Новиков Н. В. Формирование негативного образа политика в массмедийном дискурсе: предметная сфера спорт // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015. № 3 (19).
  5. Всемирнов М. И. Иносказания в обучении говорению при подготовке к ТРКИ-2 и ТРКИ-3 // Тестология. 2022. № 4 (16).
  6. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н. Проблемно-конструктивные упражнения в обучении иностранных школьников устным видам речевой деятельности // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2024. Т. 28. № 3. https://doi.org/10.18522/1995-0640-2024-3-188-194
  7. Демушкина Т. Н. Интерерференция при выражении согласия и несогласия в речи русско-английских билингвов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2.
  8. Зуга О. В. Особенности реализации речевого акта отказа в конфликтном тексте // Политическая лингвистика. 2019. № 6 (78).
  9. Иванова О. В., Сбитнева Н. Н. Проведение учебной дискуссии при обучении студентов иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2025. № 1.
  10. Иванова С. В., Бокова Т. Н. Видение «школы будущего» в постмодернистском ракурсе (на основе компаративистских исследований) // Педагогика. 2020. № 6.
  11. Ильин А. А., Гальскова Н. Д. Обучение студентов языкового вуза письменному высказыванию на иностранном языке // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и перспективы развития / редкол.: А.П. Василевич (отв. ред.), Н. В. Полякова. М.: ФГБОУ ВО ГУП, 2023.
  12. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд-е 9-е, доп. М.: ЛЕНАНД, 2024.
  13. Иссерс О. С., Журова А. В. Имплицитность как способ речевого маневрирования в публичной коммуникации // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 1 (34). https://doi.org/10.36809/2309-9380-2022-34-82-86
  14. Кнорц О. В. Семантико-прагматический потенциал высказываний отказа от коммуникации в романе Е. Водолазкина «Лавр» // Жанры речи. 2021. № 4 (32). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-4-32-295-304
  15. Колесников А. А. Как обучать иностранному языку студентов педагогического вуза: актуальные проблемы и возможные решения // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 462. https://doi.org/10.17223/15617793/462/24
  16. Кондрашова (Козьмина) В. Н., Поспелова А. Г. Косвенные уходы от ответа в английском диалоге, выраженные смещением коммуникативной доминанты // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 11-3 (53).
  17. Котельникова Е. Ю., Фролова Т. П. Система упражнений, направленная на формирование потенциального словаря при обучении иностранному языку в политехническом вузе // Проблемы современного образования. 2022. № 3. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-3-177-186
  18. Лапидус Б. А. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типологии упражнений // Иностранные языки в школе. 2006. № 4.
  19. Лигновская Е. В., Богатырева Е. Н. Система тренировочных упражнений при обучении курсантов профессионально ориентированному иностранному языку // Наука и военная безопасность. 2025. № 1 (40).
  20. Нестерова Т. В. Манипулятивные реализации интенции отказа в обиходном общении русских // Русский язык за рубежом. 2010. № 2 (219).
  21. Нефедова Л. А., Зубенко Я. В. Стратегия самопрезентации в женском нарративе (на примере художественных текстов немецко- и русскоязычных авторов-женщин) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2024. № 2 (54).
  22. Никитенко З. Н., Янченко В. Д., Никитенко Е. А., Дейкина А. Д. Творческая самореализация учащихся в процессе изучения русского языка как иностранного // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 2. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1702.01
  23. Пассов Е. И. О функциональной направленности организации речевого материала при обучении говорению // Иностранные языки в школе. 2014а. № 2.
  24. Пассов Е. И. Требования к упражнениям для обучения говорению // Иностранные языки в школе. 2014b. № 6.
  25. Скалкин В. Л. Системность и типология упражнений для обучения говорению // Иностранные языки в школе. 2008. № 4.
  26. Смерчинская А. А. Имплицитное выражение согласия/несогласия в инференциальных моделях диалогического общения // Казанская наука. 2022. № 2.
  27. Сороковых Г. В., Старицына С. Г. Тенденции современного персонифицированного иноязычного образования // Шатиловские чтения. Научное методическое наследие и перспективы развития иноязычного образования: сборник научных трудов. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2023. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/id23-692
  28. Тарева Е. Г., Дорохова А. М. Современный межкультурный дискурс: статус в лингводидактике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2024. № 1 (53). https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.53.1.09
  29. Тарева Е. Г., Корзун О. О. Методическая научная школа Института иностранных языков МГПУ: к юбилею Московского городского педагогического университета // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2025. № 1 (57). https://doi.org/10.24412/2076-913X-2025-157-166-179
  30. Токарев Г. Т. Речевая тактика ухода от прямого ответа как активный процесс в русском языке // Русский язык за рубежом. 2019. № 2 (273).
  31. Трифонова А. А., Варламова Е. Ю. Формирование умений диалогической речи средствами деловых игр на старшем этапе обучения английскому языку в средней школе // Современные вопросы обучения иностранным языкам в школе и вузе: сборник научных статей. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2014.
  32. Цимерман Е. А., Алмазова Н. И. Реализация предметно-языкового интегрированного обучения в иноязычной подготовке магистрантов управленческого профиля // Иностранные языки в школе. 2021. № 5.
  33. Черняк Н. В. Трудности оценки межкультурной компетенции учащихся посредством прямых методов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4.
  34. Языкова Н. В., Коренева М. Р. Методика формирования компенсаторных умений говорения в общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. 2013. № 9.
  35. Tareva E. G., Tarev B. V.Intercultural Education as a “Soft power” Tool // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2017. Vol. 10. № 3. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0051

Информация об авторах

Матюшина Наталия Владимировна

к. филол. н.

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 апреля 2025.
  • Опубликована: 23 июля 2025.

Ключевые слова

  • студенты филологического направления
  • обучение речевому поведению
  • речевая тактика
  • уход от ответа
  • английская лингвокультура
  • philology students
  • teaching speech behavior
  • speech tactics
  • evading the answer
  • English linguistic culture

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)