• Научная статья
  • 7 августа 2025
  • Открытый доступ

Обучение арабоязычных студентов письму на русском языке с учетом интерферирующего влияния арабского языка

Аннотация

Цель исследования – выявить взаимосвязь между эффективностью обучения арабоязычных студентов письму и использованием учебных материалов, подготовленных с учётом интерферирующего влияния арабского языка. В статье анализируются результаты педагогического эксперимента, создавшего условия эффективного формирования графических и орфографических навыков у обучающихся на начальном этапе изучения русского языка. Исследованы особенности произношения и письменной фиксации арабоязычными студентами звуков русского языка, установлена связь между допускаемыми ошибками в восприятии звуко-буквенных соотношений и особенностями фонетики, фонотактики и графики арабского языка, а также известных обучающимся языков латинской письменности; разработаны, экспериментально проверены и уточнены обучающие материалы с заданиями, корректирующими допускаемые обучающимися ошибки; изучены результаты использования названных материалов. Научная новизна исследования состоит в обосновании эффективности применения разработанных авторами практических заданий, позволяющих преодолеть интерферирующее влияние родного для обучающихся арабского языка. Исследование показывает, что использование подобных заданий требует не только включения в учебный процесс объяснений сопоставительного характера с опорой на языковую обусловленность обучающихся, но и обязательного обращения к основам лингвистического анализа, усиление роли которого в обучении способствует предупреждению многочисленных нарушений письма и повышает результативность обучения, так как формирует сознательное отношение к письму на русском языке в начале обучения, способствующее успешному освоению более сложных навыков письма как вида речевой деятельности в дальнейшем. Результат исследования: разработанные и апробированные авторами обучающие материалы дают возможность интенсифицировать обучение письму: предвидеть потенциальные нарушения звукопроизношения, оптимизировать освоение графических и орфографических навыков, а в перспективе – облегчить арабоязычным обучающимся коммуникацию в письменной форме и совершенствовать таким образом общеучебные умения, нужные для получения высшего образования.

Источники

  1. Аганина Р. Р., Габдрахманова П. Л. Формирование фонетических навыков в процессе обучения чтению: к разработке рабочей тетради по русскому языку как иностранному для арабоязычных студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 12. https://doi.org/10.30853/phil20240625
  2. Александрова А. Ю. Принципы создания постановочно-корректировочного курса русской фонетики для арабов: дисс. … к. филол. н. М., 2009.
  3. Александрова А. Ю. Проблемы обучения арабов русскому письму // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 36 (77).
  4. Бархударова Е. Л. К проблеме типологического исследования русской фонетической системы в лингводидактическом контексте // Русский язык за рубежом. 2021. № 1. https://doi.org/10.37632/PI.2021.284.1.001
  5. Бархударова Е. Л., Гудков Д. Б., Клобукова Л. П., Красильникова Л. В., Одинцова И. В., Панков Ф. И. Актуальные проблемы описания русской фонетической системы в целях создания курсов практической фонетики // Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка как иностранного в современной образовательной парадигме. Изд-е 2-е, испр. и доп. М., 2023.
  6. Бондарева В. В. К вопросу о языковых контактах: фонетическая интерференция и акцент // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: в 2 ч. М., 2017. Ч. 1.
  7. Давидян Д. Л. Лингводидактические основы разработки курсов русской фонетики для носителей португальского языка: дисс. … к. пед. н. М., 2024.
  8. Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб., 2006.
  9. Леонтьева Л. Особенности и проблемы в изучении русской медицинской лексики у арабоязычных студентов-медиков и их решение с помощью мнемотехники // Филология и культура. 2023. № 4 (74).
  10. Мустафина Л. Р., Габдрахманова П. Л., Богатова Е. Н. Использование нетрадиционных диктантов на занятиях по русскому языку как иностранному // Научный альманах. 2017. № 2-2 (28). https://doi.org/10.17117/na.2017.02.02.183
  11. Науменко Ю. М. Ритмо-вокалическая структура русского и арабского слова в лингводидактическом аспекте: дисс. ... к. филол. н. М., 2003.
  12. Новиков А. М. Общие эмпирические методы исследования // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 1.
  13. Петренко Е. Е., Мельник Ю. А. Влияние межъязыковой интерференции на усвоение иностранцами фонетической системы русского языка // Русский язык в военном вузе. 2021. № 4.
  14. Санникова А. В. Арабско-русская интерференция на различных уровнях языковой деятельности РКИ // Технологии обучения РКИ (языкам) и диагностика речевого развития. Мн.: БГЭУ, 2011.
  15. Сычева Л. В. Роль письма в методике преподавания русского языка как иностранного // Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4 (18).
  16. Тимофеева Ю. А. Формирование слухо-произносительных навыков иностранных студентов-медиков с использованием корректировочных видеоматериалов: этноориентированный подход: дисс. … к. пед. н. Казань, 2025.
  17. Товт А. М. Говорение и письмо на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному: методические рекомендации по работе над формированием навыков устной и письменной речи инофонов // Состояние, проблемы, перспективы развития современной науки и технологий. Петрозаводск, 2024.
  18. Чернега-Майнерт Е. Диктанты на уроках РКИ: виды, уровни, примеры. // Eduneo. 2018. https://www.eduneo.ru/diktanty-na-urokax-rki-vidy-urovni-primery
  19. Шутова М. Н. Лингвометодические особенности формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов на русском языке (фонетический аспект). М., 2021.

Информация об авторах

Аганина Регина Рифкатовна

к. филол. н., доц.

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Дубских Александра Васильевна

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 29 июня 2025.
  • Опубликована: 7 августа 2025.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный
  • формирование графических и орфографических навыков
  • звуко-буквенные связи
  • обучение письму
  • фонетическая интерференция
  • Russian as a foreign language
  • formation of graphic and spelling skills
  • sound-letter relationships
  • teaching writing
  • phonetic interference

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)