Обучение арабоязычных студентов письму на русском языке с учетом интерферирующего влияния арабского языка
Аннотация
Цель исследования – выявить взаимосвязь между эффективностью обучения арабоязычных студентов письму и использованием учебных материалов, подготовленных с учётом интерферирующего влияния арабского языка. В статье анализируются результаты педагогического эксперимента, создавшего условия эффективного формирования графических и орфографических навыков у обучающихся на начальном этапе изучения русского языка. Исследованы особенности произношения и письменной фиксации арабоязычными студентами звуков русского языка, установлена связь между допускаемыми ошибками в восприятии звуко-буквенных соотношений и особенностями фонетики, фонотактики и графики арабского языка, а также известных обучающимся языков латинской письменности; разработаны, экспериментально проверены и уточнены обучающие материалы с заданиями, корректирующими допускаемые обучающимися ошибки; изучены результаты использования названных материалов. Научная новизна исследования состоит в обосновании эффективности применения разработанных авторами практических заданий, позволяющих преодолеть интерферирующее влияние родного для обучающихся арабского языка. Исследование показывает, что использование подобных заданий требует не только включения в учебный процесс объяснений сопоставительного характера с опорой на языковую обусловленность обучающихся, но и обязательного обращения к основам лингвистического анализа, усиление роли которого в обучении способствует предупреждению многочисленных нарушений письма и повышает результативность обучения, так как формирует сознательное отношение к письму на русском языке в начале обучения, способствующее успешному освоению более сложных навыков письма как вида речевой деятельности в дальнейшем. Результат исследования: разработанные и апробированные авторами обучающие материалы дают возможность интенсифицировать обучение письму: предвидеть потенциальные нарушения звукопроизношения, оптимизировать освоение графических и орфографических навыков, а в перспективе – облегчить арабоязычным обучающимся коммуникацию в письменной форме и совершенствовать таким образом общеучебные умения, нужные для получения высшего образования.
Источники
- Аганина Р. Р., Габдрахманова П. Л. Формирование фонетических навыков в процессе обучения чтению: к разработке рабочей тетради по русскому языку как иностранному для арабоязычных студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 12. https://doi.org/10.30853/phil20240625
- Александрова А. Ю. Принципы создания постановочно-корректировочного курса русской фонетики для арабов: дисс. … к. филол. н. М., 2009.
- Александрова А. Ю. Проблемы обучения арабов русскому письму // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 36 (77).
- Бархударова Е. Л. К проблеме типологического исследования русской фонетической системы в лингводидактическом контексте // Русский язык за рубежом. 2021. № 1. https://doi.org/10.37632/PI.2021.284.1.001
- Бархударова Е. Л., Гудков Д. Б., Клобукова Л. П., Красильникова Л. В., Одинцова И. В., Панков Ф. И. Актуальные проблемы описания русской фонетической системы в целях создания курсов практической фонетики // Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка как иностранного в современной образовательной парадигме. Изд-е 2-е, испр. и доп. М., 2023.
- Бондарева В. В. К вопросу о языковых контактах: фонетическая интерференция и акцент // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: в 2 ч. М., 2017. Ч. 1.
- Давидян Д. Л. Лингводидактические основы разработки курсов русской фонетики для носителей португальского языка: дисс. … к. пед. н. М., 2024.
- Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб., 2006.
- Леонтьева Л. Особенности и проблемы в изучении русской медицинской лексики у арабоязычных студентов-медиков и их решение с помощью мнемотехники // Филология и культура. 2023. № 4 (74).
- Мустафина Л. Р., Габдрахманова П. Л., Богатова Е. Н. Использование нетрадиционных диктантов на занятиях по русскому языку как иностранному // Научный альманах. 2017. № 2-2 (28). https://doi.org/10.17117/na.2017.02.02.183
- Науменко Ю. М. Ритмо-вокалическая структура русского и арабского слова в лингводидактическом аспекте: дисс. ... к. филол. н. М., 2003.
- Новиков А. М. Общие эмпирические методы исследования // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 1.
- Петренко Е. Е., Мельник Ю. А. Влияние межъязыковой интерференции на усвоение иностранцами фонетической системы русского языка // Русский язык в военном вузе. 2021. № 4.
- Санникова А. В. Арабско-русская интерференция на различных уровнях языковой деятельности РКИ // Технологии обучения РКИ (языкам) и диагностика речевого развития. Мн.: БГЭУ, 2011.
- Сычева Л. В. Роль письма в методике преподавания русского языка как иностранного // Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4 (18).
- Тимофеева Ю. А. Формирование слухо-произносительных навыков иностранных студентов-медиков с использованием корректировочных видеоматериалов: этноориентированный подход: дисс. … к. пед. н. Казань, 2025.
- Товт А. М. Говорение и письмо на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному: методические рекомендации по работе над формированием навыков устной и письменной речи инофонов // Состояние, проблемы, перспективы развития современной науки и технологий. Петрозаводск, 2024.
- Чернега-Майнерт Е. Диктанты на уроках РКИ: виды, уровни, примеры. // Eduneo. 2018. https://www.eduneo.ru/diktanty-na-urokax-rki-vidy-urovni-primery
- Шутова М. Н. Лингвометодические особенности формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов на русском языке (фонетический аспект). М., 2021.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 29 июня 2025.
- Опубликована: 7 августа 2025.
Ключевые слова
- русский язык как иностранный
- формирование графических и орфографических навыков
- звуко-буквенные связи
- обучение письму
- фонетическая интерференция
- Russian as a foreign language
- formation of graphic and spelling skills
- sound-letter relationships
- teaching writing
- phonetic interference
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»