• Научная статья
  • 21 августа 2025
  • Открытый доступ

Особенности репрезентации темы войны в видеопоэзии

Аннотация

Цель исследования заключается в выявлении особенностей репрезентации военной темы в видеопоэзии. В статье проанализирована специфика визуализации стихотворений Ю. Друниной и О. Берггольц о Великой Отечественной войне, а также лирических произведений современных авторов на военную тему. Научная новизна исследования заключается в раскрытии способов репрезентации темы войны, что до настоящего времени не становилось предметом научного внимания. В результате работы установлено, что в клипах, снятых по стихотворениям авторов-классиков XX века, преобладает инсценирование сюжета; в современных стихотворениях, посвященных Великой Отечественной войне и событиям современных лет, тема войны раскрывается чаще всего посредством совмещения двух временных планов (исторического и современного) или через отказ от видеоряда, когда в кадре только автор или актер, читающий произведение. В последнем случае усиление пафоса художественного произведения происходит за счет возрастания роли звучащего слова. Кроме того, видеостихотворения реализуют принцип диалогичности в искусстве посредством использования в поэтическом тексте реминисценций и аллюзий, а также самим форматом синтеза поэзии, декламационного искусства, кинематографии, фотографии, художественной съемки.

Материалы исследования

  1. Бебякина С. Степан Щипачев. «22 июня 1941 года». https://vk.com/video-161531663_456239951
  2. Дубинин В. Васильки. https://vk.com/video-161531663_456239941
  3. Кузнецова Е. Юлия Друнина. «Ты должна». https://vk.com/video-161531663_456240022
  4. Ларина Э. Ольга Берггольц. «Блокадная ласточка». https://vk.com/video-161531663_456239908
  5. Мандельштам О. Э. За гремучую доблесть грядущих веков… // Мандельштам О. Э. Собрание сочинений в 4 т. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999. Т. 3.
  6. Открытый интернет-фестиваль видеопоэзии «Видеостихия». https://www.ogbmagnitka.ru/ifestival-2024.html
  7. Печкысев Г. Анна Долгарёва. «И пока небосвод от снарядов стонет…» https://vk.com/video-161531663_456239963
  8. Приемницкая И. Юлия Друнина. «Зинка». https://vk.com/video-161531663_456240063
  9. Сайт фестиваля видеопоэзии «Видеостихия». https://festagent.com/ru/festivals/https-www-ogbmagnitka-ru-festival-html
  10. Фоменко А. Севастопольская рапсодия. https://vk.com/video-161531663_456239984
  11. Фоменко А. Таня. https://vk.com/video-161531663_456240071

Источники

  1. Ардемасова Е. С. Видеопоэзия как одна из форм бытования поэтического текста (к проблеме взаимовлияния литературы и кино) // Научные труды молодых ученых-филологов: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 13-16 октября 2015 г.). М.: Литера, 2016. Т. 15.
  2. Барковская Н. В. Видеопоэзия: проблема субъекта и контекста // Филологический класс. 2021. № 3.
  3. Бодянская А. С., Синегубова К. В. Видеоклип как форма интерпретации поэтического текста // Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. № 2.
  4. Жулькова К. А. Военная лирика Ю. В. Друниной: автор и герой // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сермя 7: Литературоведение: Реферативный журнал. 2021. № 1.
  5. Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория. Антология / сост., пер. и прим. И. В. Кабановой. М.: Флинта; Наука, 2004.
  6. Пога Л. Н. Видеопоэзия как способ репрезентации поэтического высказывания в условиях современной художественной культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 44.
  7. Скворцова Р. Т. Видеопоэзия как акт коммуникации между зрителем и автором // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2021: материалы Международной студенческой научно-практической конференции (г. Магнитогорск, 16-19 марта 2021 г.). Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2021.
  8. Соколова Г. А. Модели времени в художественном тексте // Интерактивная наука. 2019. № 7 (41).
  9. Сосновская И. В., Ситникова Е. Р. Роль герменевтического подхода в литературном образовании // Вестник Бурятского государственного университета. Язык, литература, культура. 2016. № 2.
  10. Яусс Г. Р. История литературы как вызов теории литературы // Современная литературная теория. Антология / сост., пер. и прим. И. В. Кабановой. М.: Флинта; Наука, 2004.

Информация об авторах

Тимакова Анна Александровна

к. филол. н., доц.

Пензенский государственный университет

Саламатина Вероника Васильевна

Пензенский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 июля 2025.
  • Опубликована: 21 августа 2025.

Ключевые слова

  • видеопоэзия
  • тема войны
  • способы интерпретации художественного произведения
  • категория времени
  • принцип диалогичности
  • video poetry
  • war theme
  • methods of interpreting a work of art
  • category of time
  • principle of dialogism

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)