Мотив власти фотографа: сюжетные вариации (на материале англоязычной прозы второй половины XIX века)
Аннотация
Цель исследования – выявить специфику реализации мотива власти персонажа-фотографа, обуславливающего сюжетные вариации в англоязычной прозе второй половины XIX века. В работе проводится социокультурный экскурс, позволяющий определить предпосылки к созданию образов первых фотографов, обладающих властью над людьми. Научная новизна исследования состоит в том, что в статье впервые в отечественном литературоведении рассмотрен мотив власти фотографа и влияние культурно-эстетической парадигмы на формирование его репрезентативных особенностей. Так, в романе Н. Готорна «Дом о семи фронтонах» (1851) благодаря дагеротиписту потомки двух родов освобождаются от тяготевшего над ними на протяжении нескольких столетий бремени прошлого. В рассказе неизвестного автора “The Magnetic Daguerreotypes” (1852) власть фотографа, обладающего копиями фотопортретов влюбленных, препятствует их счастью. Э. Д. Фентон в рассказе “The Lovers and the Photographer” (1872) представляет образ фотографа, во власти которого – создание копий снимков без ведома референта. Полученные результаты показали, что амбивалентное восприятие фотографов, а также оказываемое ими влияние на фотографируемых во второй половине XIX века послужило причиной вариативности сюжетных коллизий.
Материалы исследования
- Готорн Н. Дом о семи фронтонах / пер. с англ. Г. Шмакова. СПб.: Азбука; М.: Азбука-Аттикус, 2015.
- Силантьев И. В. Мотив // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008.
- Arthur T. S. American Characteristics; No. V – The Daguerreotypist // Godey’s Lady’s Book. 1849. Vol. 38.
- Fenton E. D. The Lovers and the Photographer // Sorties from “Gib, in Quest of Sensation and Sentiment”. L.: Tinsley Brothers Publ., 1872.
- A Strolling Artist. The Magnetic Daguerreotypes // Photographic Art Journal. 1852. No. 3.
Источники
- Васильева Е. 36 эссе о фотографах. СПб. – М.: RUGRAM_Пальмира, 2022.
- Зенкин С. Н. Imago in fabula: интрадиегетический образ в литературе и кино. М.: Новое литературное обозрение, 2023.
- Полуэктова Т. А. По другую сторону объектива: границы и последствия (“A Spoilt Negative” Э. У. Хорнунга и «Маленький фотограф» Д. дю Морье) // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2025. Вып. 2 (70).
- Савчук В. В. Философия фотографии. Изд-е 2-е, испр. и доп. СПб.: Академия исследований культуры, 2015.
- Шатин Ю. В. Мотив и контекст // Роль традиции в литературной жизни эпохи: сюжеты и мотивы: сборник научных трудов. Новосибирск: Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, 1995.
- Юргенева А. Человек как социальное тело: европейская фотография второй половины XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2024.
- Cohen L. L. What’s Wrong with This Picture?: Daguerreotypy and Magic in “The House of the Seven Gables” // Arizona Quarterly: A Journal of American Literature, Culture, and Theory. 2004. Vol. 60. No. 1.
- Cook S. E. Victorian Negatives. Literary Culture and the Dark Side of Photography in the Nineteenth Century. N. Y.: Suny Press, 2019.
- Ennis E. Writing, Authorship and Photography in British Literary Culture, 1880-1920: Capturing the Image. L.: Bloomsbury Publishing PLC, 2022.
- Frank М. С. Photographing Ghosts: Ancestral Reproduction and Daguerreotypiс Mimesis in Nathaniel Hawthorne’s “The House of the Seven Gables” // Litteraria Pragensia: Studies in Literature and Culture. 2007. Vol. 17. Iss. 34.
- Green-Lewis J. Framing the Victorians: Photography and the Culture of Realism. Ithaca: Cornell University Press, 1996.
- Madloch J. Remarks on the Literary Portrait of the Photographer and Death // Interdisciplinary Literary Studies. 2016. Vol. 18. No. 3.
- Ortoleva P. In the Time of Balzac: The Daguerreotype and the Discovery. Invention of Society // Ortoleva P. Photography and Other Media in the Nineteenth Century / eds. N. Leonardi, S. Natale. Pennsylvania: The Pennsylvania State University Press, 2018.
- Shelangoskie S. Domesticity in the Darkroom: Photographic Process and Victorian Romantic Narratives // LIT: Literature Interpretation Theory. 2013. Vol. 24. Iss. 2.
- Stewart G. Reading Figures. The Legible Image of Victorian Textual Victorian Literature and the Victorian Imagination / ed. by C. T. Christ, J. O. Jordan. Berkeley – Los Angeles – L.: University of California Press, 1995.
- Trachtenberg A. Seeing and Believing: Hawthorne’s Reflections on the Daguerreotype in “The House of the Seven Gables” // American Literary History. 1997. Vol. 9. No. 3.
- Williams M. R. Daguerreotype Images of a Disposable Past in Nathaniel Hawthorne’s “The House of the Seven Gables” // Williams M. R. Through the Negative: The Photographic Image and the Written Word in Nineteenth-Century American Literature. N. Y.: Routledge, 2003.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 31 июля 2025.
- Опубликована: 22 августа 2025.
Ключевые слова
- фотограф-любитель
- фотограф-профессионал
- мотив власти
- Н. Готорн
- Э. Д. Фентон
- amateur photographer
- professional photographer
- motif of power
- N. Hawthorne
- E. D. Fenton
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»