• Научная статья
  • 22 августа 2025
  • Открытый доступ

Мотив власти фотографа: сюжетные вариации (на материале англоязычной прозы второй половины XIX века)

Аннотация

Цель исследования – выявить специфику реализации мотива власти персонажа-фотографа, обуславливающего сюжетные вариации в англоязычной прозе второй половины XIX века. В работе проводится социокультурный экскурс, позволяющий определить предпосылки к созданию образов первых фотографов, обладающих властью над людьми. Научная новизна исследования состоит в том, что в статье впервые в отечественном литературоведении рассмотрен мотив власти фотографа и влияние культурно-эстетической парадигмы на формирование его репрезентативных особенностей. Так, в романе Н. Готорна «Дом о семи фронтонах» (1851) благодаря дагеротиписту потомки двух родов освобождаются от тяготевшего над ними на протяжении нескольких столетий бремени прошлого. В рассказе неизвестного автора “The Magnetic Daguerreotypes” (1852) власть фотографа, обладающего копиями фотопортретов влюбленных, препятствует их счастью. Э. Д. Фентон в рассказе “The Lovers and the Photographer” (1872) представляет образ фотографа, во власти которого – создание копий снимков без ведома референта. Полученные результаты показали, что амбивалентное восприятие фотографов, а также оказываемое ими влияние на фотографируемых во второй половине XIX века послужило причиной вариативности сюжетных коллизий.

Материалы исследования

  1. Готорн Н. Дом о семи фронтонах / пер. с англ. Г. Шмакова. СПб.: Азбука; М.: Азбука-Аттикус, 2015.
  2. Силантьев И. В. Мотив // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008.
  3. Arthur T. S. American Characteristics; No. V – The Daguerreotypist // Godey’s Lady’s Book. 1849. Vol. 38.
  4. Fenton E. D. The Lovers and the Photographer // Sorties from “Gib, in Quest of Sensation and Sentiment”. L.: Tinsley Brothers Publ., 1872.
  5. A Strolling Artist. The Magnetic Daguerreotypes // Photographic Art Journal. 1852. No. 3.

Источники

  1. Васильева Е. 36 эссе о фотографах. СПб. – М.: RUGRAM_Пальмира, 2022.
  2. Зенкин С. Н. Imago in fabula: интрадиегетический образ в литературе и кино. М.: Новое литературное обозрение, 2023.
  3. Полуэктова Т. А. По другую сторону объектива: границы и последствия (“A Spoilt Negative” Э. У. Хорнунга и «Маленький фотограф» Д. дю Морье) // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2025. Вып. 2 (70).
  4. Савчук В. В. Философия фотографии. Изд-е 2-е, испр. и доп. СПб.: Академия исследований культуры, 2015.
  5. Шатин Ю. В. Мотив и контекст // Роль традиции в литературной жизни эпохи: сюжеты и мотивы: сборник научных трудов. Новосибирск: Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, 1995.
  6. Юргенева А. Человек как социальное тело: европейская фотография второй половины XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2024.
  7. Cohen L. L. What’s Wrong with This Picture?: Daguerreotypy and Magic in “The House of the Seven Gables” // Arizona Quarterly: A Journal of American Literature, Culture, and Theory. 2004. Vol. 60. No. 1.
  8. Cook S. E. Victorian Negatives. Literary Culture and the Dark Side of Photography in the Nineteenth Century. N. Y.: Suny Press, 2019.
  9. Ennis E. Writing, Authorship and Photography in British Literary Culture, 1880-1920: Capturing the Image. L.: Bloomsbury Publishing PLC, 2022.
  10. Frank М. С. Photographing Ghosts: Ancestral Reproduction and Daguerreotypiс Mimesis in Nathaniel Hawthorne’s “The House of the Seven Gables” // Litteraria Pragensia: Studies in Literature and Culture. 2007. Vol. 17. Iss. 34.
  11. Green-Lewis J. Framing the Victorians: Photography and the Culture of Realism. Ithaca: Cornell University Press, 1996.
  12. Madloch J. Remarks on the Literary Portrait of the Photographer and Death // Interdisciplinary Literary Studies. 2016. Vol. 18. No. 3.
  13. Ortoleva P. In the Time of Balzac: The Daguerreotype and the Discovery. Invention of Society // Ortoleva P. Photography and Other Media in the Nineteenth Century / eds. N. Leonardi, S. Natale. Pennsylvania: The Pennsylvania State University Press, 2018.
  14. Shelangoskie S. Domesticity in the Darkroom: Photographic Process and Victorian Romantic Narratives // LIT: Literature Interpretation Theory. 2013. Vol. 24. Iss. 2.
  15. Stewart G. Reading Figures. The Legible Image of Victorian Textual Victorian Literature and the Victorian Imagination / ed. by C. T. Christ, J. O. Jordan. Berkeley – Los Angeles – L.: University of California Press, 1995.
  16. Trachtenberg A. Seeing and Believing: Hawthorne’s Reflections on the Daguerreotype in “The House of the Seven Gables” // American Literary History. 1997. Vol. 9. No. 3.
  17. Williams M. R. Daguerreotype Images of a Disposable Past in Nathaniel Hawthorne’s “The House of the Seven Gables” // Williams M. R. Through the Negative: The Photographic Image and the Written Word in Nineteenth-Century American Literature. N. Y.: Routledge, 2003.

Информация об авторах

Полуэктова Татьяна Анатольевна

к. филол. н., доц.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 июля 2025.
  • Опубликована: 22 августа 2025.

Ключевые слова

  • фотограф-любитель
  • фотограф-профессионал
  • мотив власти
  • Н. Готорн
  • Э. Д. Фентон
  • amateur photographer
  • professional photographer
  • motif of power
  • N. Hawthorne
  • E. D. Fenton

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)