• Научная статья
  • 29 августа 2025
  • Открытый доступ

Развитие межкультурной прагматической компетенции у студентов в онлайн-дискурсе: система педагогических стратегий разрешения конфликтных ситуаций

Аннотация

Цель исследования заключается в создании комплексной системы стратегий для эффективного предотвращения и разрешения межкультурных прагматических конфликтов в условиях онлайн-коммуникации. В статье рассмотрены особенности проявления межкультурной прагматической компетенции в условиях цифровой коммуникации и факторы, влияющие на возникновение конфликтных ситуаций в виртуальной среде. На основе анализа онлайн-взаимодействий между представителями различных культур выделены основные типы прагматических конфликтов: неправильная интерпретация речевых актов, конфликты стратегий вежливости, нарушения временных параметров коммуникации и неадекватная передача эмоциональных состояний. Разработана модель межкультурной прагматической компетенции для онлайн-дискурса, включающая когнитивный, метапрагматический, адаптивный и интерактивный компоненты. Научная новизна исследования заключается в создании авторской типологии конфликтных ситуаций, возникающих в онлайн-межкультурном дискурсе вследствие прагматических различий, а также в разработке комплекса оригинальных стратегий разрешения межкультурных прагматических конфликтов, специально адаптированных для цифровой коммуникативной среды. Результаты показали, что максимальное количество прагматических конфликтов возникает при взаимодействии носителей коллективистских и индивидуалистических культурных ценностей. Внедрение разработанных стратегий позволит снизить частоту конфликтных ситуаций и повысить эффективность межкультурной онлайн-коммуникации. Предложенная система стратегий может служить основой для создания образовательных программ и методических материалов для участников международного онлайн-взаимодействия.

Источники

  1. Бегалинов А. С., Бегалинова К. К. Межкультурная коммуникация в контексте цифровизации и медиатизации // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2018. № 1-2.
  2. Боброва Е. Д. Роль теории речевых актов в становлении и развитии лингвистической прагматики // Russian Journal of Linguistics. 2012. № 1.
  3. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. СПб.: СПбКО, 2009.
  4. Винокурова М. А., Васильева Н. П. Роль межкультурной коммуникации в системе высшего образования // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2019. № 4.
  5. Воякина Е. Ю. Дискурсивные практики интернет-коммуникации в свете лингвистических исследований: системный обзор // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 11. https://doi.org/10.30853/phil20220590
  6. Горошко Е. И. Гендерные аспекты коммуникаций на примере образовательных практик Интернета // Образовательные технологии и общество. 2008. № 2.
  7. Дин Цян. Избыточное употребление прописной буквы: корпоративная и ведомственная практика // Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 7 (453). https://doi.org/10.47475/1994-2796-2021-10707
  8. Корнева А. Г. Молчание в японской культуре (опыт лингвосемиотического анализа) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. Т. 5. № 2.
  9. Корякина А. А., Аманбаева Л. И. Модели межкультурного обучения // Образование и право. 2020. № 9.
  10. Куликова Л. В. К понятиям межкультурной лингвистики и межкультурной прагматики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. Т. 49. № 5.
  11. Леонов Н. И., Маханькова Н. В., Пушина Н. И., Широких Е. А. Конфликтогенные факторы в условиях виртуального политического дискурса // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2019. Т. 29. № 5. https://doi.org/10.35634/2412-9534-2019-29-5-886-895
  12. Манокин М. А., Шенкман Е. А. Синхронный и асинхронный форматы онлайн обучения в контексте теории коммуникации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. № 2.
  13. Николаенко Т. И. Анализ влияния информационно-коммуникационных технологий на современные международные конфликты // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. № 2 (15).
  14. Никонов Р. В. Особенности социокультурной динамики в межкультурном образовательном пространстве // Современное педагогическое образование. 2018. № 4.
  15. Попова Т. П. Некоторые особенности академического дискурса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 7 (102).
  16. Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М.: КИОРУС, 2014.
  17. Соболева А. В., Обдалова О. А. Модель межкультурного речевого взаимодействия в цифровой среде при обучении иноязычной коммуникации // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497.
  18. Сулейманова Д. И., Николаева Е. В. Стилистические особенности саркастических комментариев в англоязычном интернет-дискурсе // Научный аспект. 2024. № 6.
  19. Сысоев П. В., Золотов П. Ю. Формирование прагматической компетенции студентов на основе корпусных технологий // Язык и культура. 2020. № 51. https://doi.org/10.17223/19996195/51/12
  20. Трофимова Г. Н. Проблемы интернет-коммуникации: межкультурный аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2012. № 1.
  21. Труфанова Е. О. Приватное и публичное в цифровом пространстве: размывание границ // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021. № 1. https://doi.org/10.46539/gmd.v3i1.130
  22. Филонова В. В. Компонентный состав моделей межкультурной компетенции // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 4 (120).
  23. Фурманова В. П., Ферстяев А. И. Коммуникативный дискурс и формирование межкультурной иноязычной компетенции в условиях образовательной среды вуза // Язык и культура. 2020. № 51. https://doi.org/10.17223/19996195/51/13
  24. Фурманова В. П., Ферстяев А. И. Развитие межкультурной компетенции студентов-бакалавров на основе концептуальной модели // Язык и культура. 2018. № 42. https://doi.org/10.17223/19996195/42/14
  25. Хачикян Е. И., Юрманова С. А., Непарко М. В. Особенности построения модели межкультурной компетенции // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4.
  26. Червякова Л. Д., Сапожникова Е. Э. Проблемы межкультурной коммуникации: культурная идентификация и конфликт культур в деловой дискурсивной практике. М., 2006.
  27. Чикилева Л. С., Асанова С. А. Онлайн-обучение: глобальная трансформация образовательной системы // Российский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 5. https://doi.org/10.15643/libartrus-2022.5.2
  28. 9th International Conference on Intercultural Pragmatics and Communication: The University of Queensland, St Lucia Campus, Tuesday 21 – Thursday 23 June 2022 / convenors: M. Haugh, V. Sinkeviciute, I. Kecskes; organising committee: L. Medcraft, A. Rodriguez, Zh. Liu [et al.]. Queensland: University of Queensland, 2022.
  29. Crystal D. The changing nature of text: a linguistic perspective. 2010. https://davidcrystal.com/Files/BooksAndArticles/-4122.pdf
  30. Gesselman A. N., Ta V. P., Garcia J. R. Worth a thousand interpersonal words: emoji as affective signals for relationship-oriented digital communication // PLoS One. 2019. Vol. 14. № 8.
  31. Hayati D., Sinha S. Decoding Silence in Digital Cross-Cultural Communication: Overcoming Misunderstandings in Global Teams // Language, Technology, and Social Media. 2024. Vol. 2. https://doi.org/10.70211/ltsm.v2i2.60
  32. Kusmanto H., Widodo P. Positive Politeness Strategies during Online Learning: A Cyberpragmatic Study // Studies in English Language and Education. 2022. Vol. 9. https://doi.org/10.24815/siele.v9i3.24021
  33. Markus H. R., Kitayama S. Culture and the self: implications for cognition, emotion, and motivation // Psychological Review. 1991. Vol. 98.
  34. Martin J. N., Nakayama T. K.Intercultural Communication in Contexts. 7th ed. N. Y.: McGraw-Hill, 2017.
  35. Oetzel J. G.Intercultural Communication: A Layered Approach. N. Y.: Vango, 2009.
  36. Oni S. Cultural Differences in Nonverbal Communication. 2025. https://www.researchgate.net/publication/391050068_Cultural_Differences_in_Nonverbal_Communication
  37. Schröder U., Oliveira M., Wolf H.-G. Special Issue: Intercultural Pragmatics and Cultural Linguistics // International Journal of Language and Culture. 2020. Vol. 7.
  38. Yolles M., Rautakivi T. Diagnosing Complex Organisations with Diverse Cultures. Part 1: Agency Theory // Systems. 2024. Vol. 12.

Информация об авторах

Бочарова Марина Николаевна

к. филол. н.

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 июня 2025.
  • Опубликована: 29 августа 2025.

Ключевые слова

  • межкультурная прагматическая компетенция
  • онлайн-дискурс
  • прагматические конфликты
  • цифровая коммуникация
  • межкультурное взаимодействие
  • intercultural pragmatic competence
  • online discourse
  • pragmatic conflicts
  • digital communication
  • intercultural interaction

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)