• Научная статья
  • 1 сентября 2025
  • Открытый доступ

Идеологическая семантика названий кинофильмов ГДР: лингвокультурологический анализ

Аннотация

Цель исследования ‒ выявление идеологической семантики, отраженной в названиях кинофильмов эпохи ГДР, созданных на киностудии DEFA с 1946 по 1991 г. Названия фильмов, будучи частью сложного культурного феномена кино, являются элементами культурной политики, способными транслировать идеологические установки и ценности, служить инструментом идеологического воздействия. Научная новизна исследования заключается в комплексном лингвокультурологическом анализе фильмонимов эпохи ГДР, впервые позволившем систематически описать идеологическую семантику названий кинофильмов, проследить динамику ее развития, а также идентифицировать специфические языковые маркеры, отражающие доминирующие установки на каждом из этапов. В результате было выделено четыре ключевых этапа в эволюции идеологической семантики фильмонимов ГДР: активное утверждение антифашизма и социализма (1946-1953); прославление социалистического образа жизни, критика капитализма (1954-1968); акцент на внутреннем мире и социальных вопросах (1969-1989); отражение чувства утраты и переосмысления (1990-1991). Установлено, что названия кинофильмов служили инструментом формирования идеологии, эффективность которого обеспечивалась умелым использованием лингвокультурных маркеров (топонимы, исторические личности, фольклор и др.), направленных на укрепление национальной идентичности и авторитета правящей партии.

Материалы исследования

  1. Ахмеров Д. А., Смирнова Е. А. Осмысление двух диктатур: отчет с совместного семинара ЦИИ и Фонда Конрада Аденауэра. 2019. https://spb.hse.ru/humart/chr/news/265696430.html?ysclid=meb1qno9kl920195873
  2. Ватлин А. Ю. Германия в ХХ веке. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002.
  3. Визгин В. П. Фуко Мишель // Большая российская энциклопедия 2023. https://old.bigenc.ru/philosophy/text/4725092?ysclid=mcllzyhd8c965463441
  4. Почепцов Г. Кино + пропаганда = не кино, но пропаганда. 2019. https://psyfactor.org/kinoprop/kino-propaganda.htm
  5. Уль М. Влияние ГДР на формирование исторической памяти и современной идентичности Германии. 2021. https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/gdr-i-istoricheskaya-pamyat/?ysclid=mcrp9430gw276931170
  6. Ludz P. C. Parteielite im Wandel. Funktionsaufbau, Sozialstruktur und Ideologie der SED-Führung. Eine empirisch-systematische Untersuchung. Köln: Springer Fachmedien Wiesbaden GmbH, 1970.
  7. Müller B. Erinnerungskultur in der DDR. 2008. https://www.bpb.de/themen/erinnerung/geschichte-und-erinnerung/39817/erinnerungskultur-in-der-ddr/?p=all

Источники

  1. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. М.: Флинта, 2022.
  2. Арнольд И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1978. № 4.
  3. Ахтамзян А. А. Объединение Германии. Обстоятельства и последствия. Очерки. М.: Библос консалтинг, 2010.
  4. Беляцкая Е. В. Дискурс и власть в концепции М. Фуко: точки пересечения // Вестник Полоцкого государственного университета. 2022. № 13.
  5. Древняк Б. Кинематограф Третьего рейха. М.: Новое литературное обозрение, 2019.
  6. Кухаренко В. А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.
  7. Ленец А. В. Язык и культура как факторы конструирования национальной идентичности в кинодискурсе (на материале австрийских фильмонимов) // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Филологические науки. 2023. № 2 (2).
  8. Ленец А. В., Овсиенко Т. В. Динамика лингвокультурных констант в современном немецкоязычном пространстве (Австрии, Германии, Швейцарии) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 71. https://doi.org/10.17223/19986645/71/5
  9. Ломова О. Е. Ценности немецкой лингвокультуры через призму кинодискурса // Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 1 (38). https://doi.org/10.57145/27129780_2022_11_01_08
  10. Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1.
  11. Минеева Ю. В., Сорокина М. А. Фильмоним как объект лингвистического исследования // Евразийский филологический вестник. 2023. Вып. 3.
  12. Просолова Е. В. Реализация государственной политики идеологического противоборства в СССР на примере художественного кинематографа 1946-1991 гг.: дисс. … к. ист. н. Краснодар, 2024.
  13. Тураева З. Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика. М.: Просвещение, 1986.
  14. Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. M.: Ad Marginem, 1999.
  15. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996.
  16. Ханжов С. В. Кино и властный дискурс в СССР 20-х – первой половины 30-х годов ХХ века // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 2 (82).
  17. Bender P. Deutschlands Wiederkehr. Eine ungeteilte Nachkriegsgeschichte 1945-1990. Stuttgart: Klett-Cotta Verlag, 2007.
  18. Brocmann S. A Critical History of German Film. Rochester – N. Y.: Camden House, 2010.
  19. Felsmann K.-D. Inszenierte Realität. DEFA-Spielfilme als Quelle zeitgeschichtlicher Deutung. Berlin: Bertz+Fischer, 2020.
  20. Fulbrook M. Dissonant Lives. Generations and Violence through the German Dictatorships. Oxford – N. Y. – Auckland: Oxford University Press, 2011. https://doi.org/10.1093/acprof:osobl/9780199287208.001.0001
  21. Gersch W. Film in der DDR // Geschichte des deutschen Films / hrsg. von W. Jacobsen, A. Kaes, H. H. Prinzler. Stuttgart – Berlin: J. B. Metzler; Springer-Verlag GmbH, 2004. https://doi.org/10.1007/978-3-476-02919-5_10
  22. Geschichte des deutschen Films / hrsg. von W. Jacobsen, A. Kaes, H. H. Prinzler. Stuttgart – Berlin: J. B. Metzler; Springer-Verlag GmbH, 2004.
  23. Jarausch K. H. Broken Lives: How Ordinary Germans Experienced the 20th Century. Oxford: Princeton University Press, 2019.
  24. Mai M. Filme und kulturelle Identität // Handbuch Filmsoziologie / hrsg. von A. Geimer, C. Heinze, R. Winter. Wiesbaden: Springer Fachmedien GmbH, 2018.
  25. Weber P. Getrennt und doch vereint. Deutsch-deutsche Geschichte 1945-1989/90. Berlin: Metropol-Verlag, 2020. https://doi.org/10.5771/9783748958772

Информация об авторах

Ломова Оксана Евгеньевна

к. филол. н.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 июля 2025.
  • Опубликована: 1 сентября 2025.

Ключевые слова

  • национальная идентичность в кино ГДР
  • идеология и кинематограф
  • язык и пропаганда
  • культурные ценности в названиях фильмов
  • лингвокультурные маркеры
  • national identity in GDR cinema
  • ideology and cinema
  • language and propaganda
  • cultural values in film titles
  • linguo-cultural markers

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)