• Научная статья
  • 18 сентября 2025
  • Открытый доступ

Метафорический образ английского языка в современном англоязычном лингводидактическом дискурсе

Аннотация

Цель исследования – выявить специфику метафорической репрезентации образа английского языка в современном англоязычном лингводидактическом дискурсе. Впервые выявлен и системно описан состав концептуальных метафор, формирующих образ английского языка в современном англоязычном лингводидактическом дискурсе, а также их иерархия и функциональная значимость. Новизна также определяется применением широкого понимания метафоры в рамках коммуникативно-дискурсивной парадигмы к исследованию этого образа, что представляется методологически ценным. Материалом исследования являются англоязычные труды по лингводидактике: статьи и пособия для преподавателей английского языка. В результате исследования установлено, что метафорический образ английского языка в данном дискурсе реализуется преимущественно посредством четырех доминантных концептуальных сфер-источников: ПУТЕШЕСТВИЕ/ПУТЬ, ВОЙНА/КОНФЛИКТ, ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ (ЖИЗНЬ/СМЕРТЬ, РОСТ) и ЕДА. По своей функциональной значимости и частотности выделена метафорическая модель ПУТЕШЕСТВИЕ/ПУТЬ, формирующая позитивный и динамичный образ освоения языка. Выявлено, что данные модели не только репрезентируют понимание языка, но и выполняют стратегические функции: конструирование позитивной/негативной оценки подходов, легитимация инноваций, мобилизация педагогического сообщества, снижение аффективного барьера у обучающихся.

Материалы исследования

  1. Dellar H., Walkley A. Grammar Nonsense and What to Do About It. Eugene: Wayzgoose Press, 2020.
  2. Dellar H., Walkley A. Teaching Lexically. Principles and Practices. Peaslake: Delta Publishing, 2016.
  3. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. 5th ed. Harlow: Longman, 2015.
  4. IATEFL Conference. https://www.iatefl.org/
  5. Selivan L. Lexical Grammar. Cambridge: Cambridge University Press, 2018.

Источники

  1. Будаев Э. В., Чудинов А. П. Метафора в политическом интердискурсе. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2006.
  2. Будаев Э. В., Чудинов А. П. Современная российская политическая метафорология (2011-2020 гг.) // Филологический класс. 2020. Т. 25. № 2. https://doi.org/10.26170/FK20-02-09
  3. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004.
  4. Олянич А. В., Копылова В. В. Лингводидактический дискурс // Дискурс-Пи. 2015. Т. 12. № 3-4.
  5. Ричардс А. Философия риторики // Теория метафоры: сборник / пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз.; сост. Н. Д. Арутюнова. М.: Прогресс, 1990.
  6. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. Изд-е 4-е. М.: Флинта; Наука, 2012.
  7. Abdul Malik N., Ya Shak M. S., Mohamad F., Joharry S. A. Corpus-based Studies of Metaphor: An Overview // Arab World English Journal. 2022. Vol. 13. No. 2. https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol13no2.36
  8. Beréndi M., Csábi S., Kovecses Z. Using conceptual metaphors and metonymies in vocabulary teaching // Applications of Cognitive Linguistics. 2008. Vol. 6. № 65.
  9. Cameron L. Metaphor in Educational Discourse. L.: A&C Black, 2003.
  10. Deignan A. A Corpus Linguistic Perspective on the Relationship Between Metonymy and Metaphor // Style. 2005. Vol. 39. No. 1.
  11. Deignan A., Gabryś D., Solska A. Teaching English Metaphors Using Cross-Linguistic Awareness-Raising Activities // ELT Journal. 1997. Vol. 51. No. 4.
  12. Dörnyei Z. New Themes and Approaches in Second Language Motivation Research // Annual Review of Applied Linguistics. 2001. No. 21.
  13. Ellis R. Understanding Second Language Acquisition. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 2015.
  14. Kövecses Z. Conceptual Metaphor Theory: Some Criticisms and Alternative Proposals // Annual Review of Cognitive Linguistics. 2008. No. 6.
  15. Kövecses Z. Extended Conceptual Metaphor Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. https://doi.org/10.1017/9781108859127
  16. Kövecses Z. Metaphor: A Practical Introduction. N. Y.: Oxford University Press, 2002. https://doi.org/10.1017/S0047404503254051
  17. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 1980.
  18. Littlemore J., Low G. Metaphoric Competence, Second Language Learning, and Communicative Language Ability // Applied Linguistics. 2006. Vol. 27. No. 2.
  19. O’Reilly D., Yan L. Playing with second language metaphor: An exploration with advanced Chinese learners of English // Applied Linguistics. 2025. Vol. 46. No. 1. https://doi.org/10.1093/applin/amad067
  20. Steen G. Deliberate Metaphor Theory: Basic Assumptions, Main Tenets, Urgent Issues // Intercultural Pragmatics. 2017. Vol. 14. No. 1.
  21. Steen G. J. The Contemporary Theory of Metaphor – Now New and Improved! // Review of Cognitive Linguistics. 2011. Vol. 9. No. 1. https://doi.org/10.1075/ml.9.1.03ste
  22. Vahdani-Sanavi R., Demirkol T. Understanding Language Learners’ Perceptions of Teachers’ Roles in Online Education: A Metaphor Analysis // SAGE Open. 2024. Vol. 14. No. 1. https://doi.org/10.1177/21582440241226657

Информация об авторах

Леонов Тимофей Витальевич

Высшая школа экономики, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 августа 2025.
  • Опубликована: 18 сентября 2025.

Ключевые слова

  • метафорическое моделирование
  • концептуальная метафора
  • преднамеренная метафора
  • метафорический образ английского языка
  • лингводидактический дискурс
  • metaphorical modelling
  • conceptual metaphor
  • deliberate metaphor
  • metaphorical image of the English language
  • linguodidactic discourse

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)