• Научная статья
  • 25 сентября 2025
  • Открытый доступ

Языковые способы выражения фрактально-художественного концепта ХАОС (на материале лирики поэтов британского постмодерна)

Аннотация

В статье рассматривается фрактальность как способ объективации художественного творчества постмодерна. Объект исследования составляет языковая специфика лирических текстов современных британских поэтов. Предметом исследования является новый тип авторского концепта − художественно-фрактальный концепт. На основе лексико-семантического и грамматического анализа поэтических текстов определяется фрактально-художественный концепт ХАОС. Установлено, что данный тип концепта характеризуется дискретностью и реализуется посредством уникального авторского языка, за счет которого формируются новые смыслы. Цель исследования – выявить языковую специфику выражения фрактально-художественного концепта как результата языкового познания авторов постмодерна. Научная новизна исследования заключается в том, что выявляется новый тип авторского концепта − художественно-фрактальный концепт, моделируется его структура и определяются способы языкового выражения. Полученные результаты показали, что структура фрактально-художественного концепта включает в себя три когнитемы: мировая история, природа и творчество. Установлены три основных способа реализации концепта данного типа в лирических текстах британского постмодерна: повторяющийся рисунок из строк разного размера; «снежный ком» (конец предшествующей строфы становится началом следующей) и «лестница» (поэтапное смещение строк). Выявлены уникальные языковые средства выражения каждой когнитемы, включающие в себя языковой ребус, алогизм, парадокс, двойное кодирование, обращение к читателю, грамматический параллелизм, лексический повтор, аллюзию, развернутую метафору, поток сознания и природные реалии.

Материалы исследования

  1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Харвест; Оникс; Мир и образование, 2020. https://avidreaders.ru/book/tolkovyy-slovar-russkogo-yazyka-1.html
  2. Современная британская поэзия в русских переводах: Грейвз, Эмпсон, Рейн. М.: Новое литературное обозрение, 2009.
  3. Фрэйзер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии: в 2 т. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001.
  4. Multitran Dictionary. https://www.multitran.com/m.exe?l1=2&l2=1&s=codicil
  5. Schultz S. M. Postmodern Poetries. Jerome McGann guest-edits an anthology of language poets from North America and the United Kingdom // Verse. 1990. Vol. 7. № 1.

Источники

  1. Белозёрова Н. Н. Можно ли поверить дискурс фракталом? // Язык и литература: электронный журнал факультета романо-германской филологии Тюменского государственного университета. 2002. № 16.
  2. Бонч-Осмоловская Т. Фракталы в литературе. В поисках утраченного оригинала. 2007. http://textonly.ru/case/?issue=16&article=9255
  3. Бычкова О. А., Никитина А. В. Жанры интерактивной литературы в аспекте современной культуры и практики видеоигр // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2021. № 4.
  4. Громов А. В. Фрактальный характер художественной реальности в романе В. В. Набокова «Отчаяние» // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30. № 4. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-4-87-93
  5. Ко Чун Ин. Фрактальное моделирование семантического пространства образа древо жизни // Вестник Бурятского госуниверситета. Серия: Филология. 2020. Вып. 1.
  6. Мамонова Н. В. Фрактальная самоорганизация британского сказочного дискурса: монография. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2021.
  7. Морозкина Е. А., Сафина З. М. Фрактальная структура художественного текста (на материале романа Френсиса Скотта Фитцджеральда «Ночь нежна») // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 3.
  8. Линниченко С. И. Когнитивная структура и способы языковой реализации авторского концепта «смерть» в лирике Г. Бенна: монография. Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2013.
  9. Линниченко С. И. Структура, функционирование и языковая реализация художественных фракталов в романе Р. Ирвина «Арабский кошмар» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 6. https://doi.org/10.30853/phil20220339
  10. Ященко Н. В., Четаева М. А. Языковые средства передачи смыслов в английской речи (на примере внутреннего монолога) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». 2025. Т. 22. № 1. https://doi.org/10.14529/ling250109
  11. Mandelbrot B. Fractals and Chaos. The Mandelbrot set and beyond. N. Y.: Springer, 1988.

Информация об авторах

Линниченко Светлана Игоревна

к. филол. н., доц.

Самарский государственный технический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 июля 2025.
  • Опубликована: 25 сентября 2025.

Ключевые слова

  • объективация художественного творчества
  • британский постмодерн
  • британская лирика
  • художественно-фрактальный концепт
  • фрактальная структура текста
  • objectification of artistic creativity
  • British postmodernism
  • British lyric poetry
  • artistic-fractal concept
  • fractal text structure

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)