Способы выражения естественной и сгенерированной субъективности в телеграм-дискурсе
Аннотация
Появление в медиапространстве текстов, сгенерированных искусственным интеллектом (далее – ИИ), ставит вопрос об их отличиях от человеческих. Через категорию субъективности говорящий очеловечивает текст, что вызывает интерес к способам ИИ имитировать субъективность. Цель исследования – выявить комплекс маркеров субъективности, дифференцирующих авторские тексты и сгенерированные ИИ в рамках жанра телеграм-поста. В статье анализируются авторские посты на русском языке и посты, сгенерированные нейросетью. Научная новизна исследования заключается в категоризации маркеров субъективности текстов, генерируемых DeepSeek в телеграм-дискурсе, что вносит вклад в теорию цифровой субъективности. В результате анализа впервые выявлено, что тексты, сгенерированные ИИ, демонстрируют завышенную концентрацию формальных маркеров субъективности (дейксис, риторические приемы, эмоции) при одновременном дефиците показателей достоверности (цитирование, верифицируемые данные, нарративы из личного опыта). Также впервые определена специфика имитации субъективности нейросетью DeepSeek, которая проявляется в избыточном использовании пространственно-временных ориентиров, директивных конструкций и риторических вопросов для компенсации отсутствия подлинной авторской позиции.
Материалы исследования
- Цифровой этикет: телеграм-канал. https://t.me/digitaletiquette
- An advanced AI language model. DeepSeek Official Website. https://www.deepseek.com
- MissCommunication: телеграм-канал. https://t.me/mezhkulturno
Источники
- Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Изд-во иностранной литературы, 1955.
- Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974.
- Вольф Е. М. Субъективная модальность и семантика пропозиции // Проблемы логического анализа языка: сборник статей. М.: Институт языкознания Академии наук СССР, 1988.
- Галичкина Е. Н. Концептуализация искусственного интеллекта в российском медийном дискурсе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2024. Т. 23. № 5.
- Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.: Наука, 1975.
- Кушнерук С. Л. Телеграм-дискурс как формат цифровой коммуникации // Медиалингвистика. 2024. Т. 11. № 3.
- Лешкевич Т. Г. Проблема субъектности нейросетей: humans и non-humans // Философия науки и техники. 2024. Т. 29. № 2.
- Селиверстова О. Н. Местоимения в языке и речи / отв. ред. В. Н. Ярцева. М.: Наука, 1988.
- Тельпов Р. Е., Ларцина С. В. Типовые различия естественных и сгенерированных нейронной сетью текстов в квантитативном аспекте // Научный диалог. 2023. Т. 12. № 7.
- Шуйская Ю. В. Лингвистические особенности дискурса телеграм-каналов как нового типа медиа // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. 2023. № 3.
- Avramenko A. P., Nasonova A. A., Tarasov A. A., Ternovskiy V. V. The effects of generative artificial intelligence technologies on writing tasks in foreign language learning // Artificial Intelligence and Human-Computer Interaction. 2024. https://doi.org/10.3233/FAIA250110
- Conrad S., Biber D. Adverbial marking of stance in speech and writing // Evaluation in Text: Authorial Stance and the Construction of Discourse / ed. by S. Hunston and G. Thompson. N. Y.: Oxford University Press, 2001.
- Dawkins H., Fraser K., Kiritchenko S. When detection fails: the power of fine-tuned models to generate human-like social media text. 2025. https://doi.org/10.48550/arXiv.2506.09975
- González-Arias C., Chatzikoumi E., López-García X. The anthropomorphic pursuit of AI-generated journalistic texts: limits to expressing subjectivity // Frontiers in Communication. 2024. Vol. 9.
- Halliday M. A. K., Matthiessen C. M. I. M. An introduction to functional grammar. L.: Arnold, 2004.
- Kerbrat-Orecchioni C. L’Énonciation – De la subjectivité dans le langage. P.: Armand Colin, 1980.
- Lyons J. Deixis and Subjectivity: Loquor, Ergo Sum? // Speech, Place, and Action: Studies in Deixis and Related Topics / eds. R. J. Jarvella, W. Klein. Chichester: John Wiley, 1982.
- Macko D., Kopal J., Moro R., Srba I. MultiSocial: multilingual benchmark of machine-generated text detection of social-media texts. 2024. https://doi.org/10.48550/arXiv.2406.12549
- Maingueneau D. L’énonciation en linguistique française. P.: Hachette, 1994.
- Ng L. H. X., Carley K. M. A global comparison of social media bot and human characteristics // Scientific Reports. 2025. Vol. 15. Art. 10973. https://doi.org/10.1038/s41598-025-96372-1
- Radivojevic K., Clark N., Brenner P. LLMs Among Us: Generative AI Participating in Digital Discourse // Proceedings of the AAAI Symposium Series. 2024. Vol. 3.
- Sandler M., Choung H., Ross A., Prabu D. A linguistic comparison between human and ChatGPT-generated conversations // Pattern Recognition and Artificial Intelligence. ICPRAI 2024. Lecture Notes in Computer Science. 2024. Singapore: Springer, 2025. Vol. 14892. https://doi.org/10.1007/978-981-97-8702-9_25
- Steen G. Developing, testing and interpreting deliberate metaphor theory // Journal of Pragmatics. 2015. Vol. 90. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2015.03.013
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 29 июня 2025.
- Опубликована: 3 октября 2025.
Ключевые слова
- маркеры субъективности
- сгенерированный телеграм-пост
- коммуникативно-лингвистические характеристики телеграм-поста
- дейксис в телеграм-канале
- цифровая субъективность
- markers of subjectivity
- AI-generated Telegram post
- communicative and linguistic features of Telegram posts
- deixis in a Telegram channel
- digital subjectivity
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»