СУФИЙСКИЕ МОДЕЛИ МИРА В ТАТАРСКОЙ ПОЭЗИИ ХIХ ВЕКА
Аннотация
Статья раскрывает модели мира в татарской суфийской поэзии ХIХ века, в которой доминировала «религиозная (суфийская) картина мира». На первый план выходила единственная оппозиция: макрокосмос и микрокосмос (Бог и человек). Разные модификации данной оппозиции - земная жизнь / небесная жизнь, временность / вечность, убожество / красота и т.д. в конечном счете приводили к идее о том, что единственное прекрасное, к которому человек должен стремиться - это Бог.
Источники
- Гумеров И. Идейно-эстетические особенности творчества Гали Чокрыя: дисс. ... канд. филол. наук. Казань, 2002. 275 с.
- Загидуллина Д. Картина мира и художественные особенности средневековой татарской суфийской поэзии // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия гуманитарных наук. Казань, 2007. Кн. 2. Т. 149. С. 206-216.
- Ибрагим Т. Суфийская концепция «совершенного человека» // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991. С. 62-75.
- Ибрагим Т. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань, 2002. 239 с.
- Игнатенко А. Мир - Бог в зеркале, или как возник Совершенный Человек // Человек и Природа в духовной культуре Востока. М.: ИВ РАН; КРАФТ, 2004. С. 14-47.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. 1596 с.
- Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987. 190 с.
- Хейзинга Й. Осень средневековья // Хейзинга Й. Сочинения: в 3-х т. М.: Наука, 1995. Т. 1. 457 с.
Финансирование
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 10-04-29417 а/В/2010.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Опубликована: 20 июля 2010.
Ключевые слова
- суфизм
- бинарные оппозиции
- картина мира
- трансформация
- поэзия
- Sufism
- binary oppositions
- world picture
- transformation
- poetry
Copyright
© 2010 Автор(ы)
© 2010 ООО Издательство «Грамота»