• Научная статья
  • 20 марта 2013
  • Открытый доступ

КОГНИТИВНО-РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЦИПИЕНТА В НАУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация

В статье предлагаются результаты сопоставительного исследования особенностей адресации и понимания текста в науке и искусстве. Устанавливаются различия рецептивных программ научного и художественного текстов. Обосновывается зависимость сотворчества читателя при актуализации содержания и смысла текста от уровня развития разных типов когнитивной компетенции: рационалистического и эстетического.

Источники

  1. Богин Г. И. Типология понимания текста. Калинин: КГУ, 1986. 87 с.
  2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2003. 264 с.
  3. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. 702 с.
  4. Тюпа В. И. К новой парадигме литературоведческого знания // Эстетический дискурс. Новосибирск: НГПИ, 1991. С. 4–16.
  5. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». СПб.: Симпозиум, 2005. 92 с.
  6. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб.: Симпозиум, 2003. 285 с.

Информация об авторах

Боргоякова Тамара Герасимовна

Хакасский государственный университет

Пелевина Надежда Николаевна

Хакасский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 20 марта 2013.

Ключевые слова

  • когнитивно-речевой субъект
  • рецептивная программа
  • тип когнитивной компетенции: рационалистический, эстетический
  • тип понимания: семантизирующий, когнитивный, распредмечивающий
  • cognitive-speech subject
  • receptive programme
  • cognitive competence type: rationalistic, aesthetic
  • understanding type: semantizating, cognitive, desobjectivating

Copyright

© 2013 Автор(ы)
© 2013 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)