• Научная статья
  • 20 мая 2013
  • Открытый доступ

КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАТЕРНАЛИСТСКОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые коммуникативно-прагматические характеристики патерналистского стиля общения в педагогическом дискурсе, к которым автор относит: асимметрию отношений, установку на доминирование старшего, менторскую тональность, наличие манипулятивных стратегий убеждения и внушения силой власти взрослого. Материалом исследования послужили фрагменты из литературных текстов и фильмов на английском и русском языках.

Источники

  1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Электронный ресурс]. 2000 г. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-110372.html?page=46 (дата обращения: 21.03.2013).
  2. Белецкий С. Б., Куликова Л. В. Патернализм в институциональной коммуникации: монография. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 184 с.
  3. Волкова О. С., Ильинова Е. Ю. Прагмалингвистические особенности толерантности в конфликтном коммуникативном поведении // Актуальные проблемы коммуникации и культуры: сб-к науч. тр. росс. и заруб. ученых. Москва – Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2012. Вып. 14. Часть 1. С. 52-60.
  4. Жданова И. И. Коммуникативные стратегии толерантного газетного дискурса русскоязычных зарубежных СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3 (21). Ч. 2. С. 71-75.
  5. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
  6. Карасик В. И. Языковые ключи. М.: Гнозис, 2009. 406 с.
  7. Катаев В. П. Белеет парус одинокий. Хуторок в степи [Электронный ресурс] URL: http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/26296/Kataev_-_Beleet_parus_odinokiii.html (дата обращения: 19.01.2013).
  8. Кочетова Л. А. Динамика стратагемно-тактической организации рекламного дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3 (21). Ч. 2. С. 109-115.
  9. Цинкерман Т. Н. Вариативность воспитательных стилей общения // Коммуникативные практики речевой деятельности. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. C. 47-55.
  10. Цинкерман Т. Н. Коммуникативно-стилевые особенности форм педагогического дискурса // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2. Языкознание. 2012. № 2 (16). С. 74-79.
  11. Chocolat. Miramax Lionsgate, 2011.
  12. Davis Donald D. Listening for the Crack of Dawn. August House Publishers, Inc., Little Rock, 1990. 220 с.
  13. http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/p/paternalizm.html (дата обращения: 12.01.2013).
  14. Picoult J. Nineteen Minutes. N. Y., 2007. 443 с.
  15. Rowling J. K. The Casual Vacancy. Lnd: LB-Book, 2012. 503 p.
  16. Thompson Dennis F. Paternalism in Medicine, Law, and Public Policy [Электронный ресурс] // Ethics Teaching in Higher Education. The Hastings Center Series in Ethics. 1980. Chapter 10. P. 245-275. URL: http://link.springer.com/book/10.1007/978-1-4613-3138-4/page/1 (дата обращения: 31.03.2013).
  17. Wolf Anthony E. I’d Listen to My Parents if They’d Just Shut up. What to Say and Not Say When Parenting Teens. Harper – N. Y. – London – Toronto – Sydney. 2011. 289 p.

Информация об авторах

Цинкерман Тамара Николаевна

Волгоградский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 20 мая 2013.

Ключевые слова

  • педагогический дискурс
  • патерналистский стиль
  • воспитательное воздействие
  • иррациональность
  • менторская тональность
  • стратегия
  • тактика
  • pedagogical discourse
  • paternalistic style
  • educational impact
  • irrationality
  • mentoring tone
  • strategy
  • tactics

Copyright

© 2013 Автор(ы)
© 2013 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)