• Научная статья
  • 22 ноября 2013
  • Открытый доступ

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК ОСНОВА ПОНИМАНИЯ МНОГОМЕРНОГО СМЫСЛА

Аннотация

В данном исследовании обсуждаются проблемы смыслопорождения при герменевтическом акте понимания смысла, внутреннего содержания текста. Рассматриваются возможные «схемы действования» как акты интендирования в процессе понимания текста. Анализируются примеры каждого из типов выстраивания «схем действования» на основе экзистенциалистских текстов Мартина Хайдеггера. Применение герменевтического понимания по «схемам» структурирует и позволяет прогнозировать когнитивное распредмеченное знание.

Источники

  1. Богин Г. И. Типология понимания текста. Калинин: КГУ, 1986. 85 с.
  2. Богин Г. И. Филологическая герменевтика. Калинин: КГУ, 1982. 86 с.
  3. Богомолов А. С. Проблема абстрактного и конкретного: от Канта к Гегелю // Вопросы философии. 1982. № 7. С. 139-151.
  4. Бредихин С. Н. Иерархическая ноэматическая суперструктура vs. фрейм в смыслопорождении концептуальных понятий [Электронный ресурс] // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 2. URL: http://hses-online.ru/ 2013/02/10_02_19/13.pdf (дата обращения: 15.10.2013).
  5. Брудный А. Бессознательные компоненты процесса понимания // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 3. С. 98-102.
  6. Кулешов Л. Искусство кино (Мой опыт). М.: Теакинопечать, 1929. 153 с.
  7. Щедровицкий Г. П. Схема мыследеятельности – системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования: методологические проблемы: ежегодник. М., 1986. С. 124-146.
  8. Frederiksen C. H. Semantic-Processing Units in Understanding Text // Discourse Processes. Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1977. P. 259-284.
  9. Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag. Elfte, unveränderte Auflage, 1967. 450 S.
  10. Heidegger M. Was heißt Denken? Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1954. 278 S.
  11. Milostivaja A. Text als pragmasynergetische Kommunikationsform // Aspekte der Sprachwissenschaft: Linguistik-Tage Jena. 18. Jahrestagung der Gesellschaft für Sprache und Sprachen e. V. Hamburg: Verlag Dr. Kovač, 2010. S. 191-201.
  12. Pearson P. D. etc. Toward a Theory of Reading Comprehension Instruction // Topics in Language Disorders. 1980. Vоl. 1. № 1. P. 71-88.

Информация об авторах

Бредихин Сергей Николаевич

Северо-Кавказский федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 22 ноября 2013.

Ключевые слова

  • интерпретация
  • герменевтическое понимание
  • философский дискурс
  • схемы понимания
  • метаединицы
  • феноменологическая рефлексия
  • interpretation
  • hermeneutic understanding
  • philosophical discourse
  • understanding schemes
  • meta-units
  • phenomenological reflection

Copyright

© 2013 Автор(ы)
© 2013 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)