• Научная статья
  • 29 ноября 2013
  • Открытый доступ

ФРЕЙМ «ДУША» В АСПЕКТЕ ЛАКУНАРНОСТИ

Аннотация

Телеутский язык – исчезающий язык одного из малочисленных коренных народов Сибири, который в настоящее время используется только в быту. В силу того, что телеуты в XIX веке сменили шаманизм на христианство, многое из религиозных представлений этого народа ушло в небытие. Тем не менее, отдельные реликты остались. Исследование посвящено выявлению лакун, связанных с представлением о душе, в долговременной памяти телеутов. Анализ языкового материала показал, что в прототипичных для обыденного сознания ситуациях реализуется сложная сеть парадигматических связей, которая распадается с изменением жизненного уклада народа.

Источники

  1. Анохин А. В. Душа и ее свойства по представлению телеутов // Сборник музея антропологии и этнографии М., 1974. Т. VIII. С. 253-269.
  2. Араева Л. А. Многозначное производное слово как результат когнитивно-дискурсивной деятельности человека в деривационном пространстве языка // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири. Томск, 2007. № 13. С. 205-210.
  3. Араева Л. А., Максакова Е. Е. «Душа человека» в представлении телеутов // Взаимодействие языка и культуры в коммуникации и тексте: сб. научных статей. Красноярск, 2010. Вып. 10 / отв. и научный ред. проф. Б. Я. Шарифуллин; Сибирский федеральный университет. С. 7-11.
  4. Араева Л. А., Максакова Е. Е. Лексика языка телеутов в аспекте фреймово-пропозиционального моделирования // Образование, наука, инновации вклад молодых исследователей: материалы III (XXXV) Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Кемерово: КемГУ, 2008. Т. 2. Вып. 9. С. 134-140.
  5. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Языки славянской культуры, 2004. 792 с.
  6. Максакова Е. Е. Языковая группа «душа человека» в телеутском языке // Образование, наука, инновации – вклад молодых исследователей: материалы IV Международной научно-практической / Кемеровский госуниверситет. Кемерово: ООО «ИНТ», 2009. Т. 1. Вып. 10. С. 109-115.
  7. Потапов А. П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. С. 149-154.
  8. Проскурина А. В. Пропозиционально-семантическая организация телеутского языка (на материале наименований пищи, продуктов питания) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 10. С. 141-143.
  9. Рюмина-Сыркашева Л. Т. Телеутско-русский словарь. Кемерово, 1995. 117 с.
  10. Рюмина-Сыркашева Л. Т., Рюмина Н. М. Русско-телеутский словарь. Кемерово, 2002. 119 с.
  11. Функ Д. А. Бачатские телеуты. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1991. С. 11-21.

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке РГНФ № 13-14-42004/12.

Информация об авторах

Араева Людмила Алексеевна

Кемеровский государственный университет

Максакова Екатерина Евгеньевна

Кемеровский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 29 ноября 2013.

Ключевые слова

  • телеутский язык
  • фрейм «душа человека»
  • лакунарность
  • категоризация
  • шаманизм
  • Teleut language
  • frame “soul of man”
  • lacunarity
  • categorization
  • shamanism

Copyright

© 2013 Автор(ы)
© 2013 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)