• Научная статья
  • 15 января 2014
  • Открытый доступ

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА УЧЕБНОГО ДИАЛОГА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)

Аннотация

В статье представлен феноменологический анализ исследования данных рефлексии образовательной деятельности по изучению иностранного языка с точки зрения раскрытия образовательного потенциала учебного диалога. Его реализация связана со становлением субъектной позиции студента как участника образования. Способом становления и развития субъектной позиции является диалогизация совместной деятельности. Обращение к диалогизации способствует раскрытию образовательного потенциала диалога, формированию у учащихся важных профессиональных компетенций.

Источники

  1. Балакина Л. Л. Образование в условиях информационно-коммуникативного общества // Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации. Томск, 2006. № 76. С. 6-15.
  2. Балакина Л. Л. Педагогические приемы организации диалога на уроке: дисс.. к. пед. н. Томск, 2000. 267 c.
  3. Богданова Е. Л. Диалог в образовании // Психологический универсум образования человека ноэтического: сб. статей. Томск: Водолей, 1999. С. 183-193.
  4. Дикун Т. П. Учебный диалог как средство формирования личностно ориентированного знания: дисс.. к. пед. н. Оренбург, 1999. 267 c.
  5. Ковалевская Е. Н. Изменение совместной деятельности и содержания образования в диалоге // Школа совместной деятельности: Изменение содержания образования в развивающей школе. Томск: UFO-press, 2001. Кн. 3. С. 88-97.
  6. Кукарцева М. А. Организация позиции учителя в диалоге: дисс.. к. пед. н. Томск, 2004. 204 с.
  7. Михайлова О. В. Использование проектной методики как средства формирования иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (27). Ч. II. C. 127-129.
  8. Прозументова Г. Н. Взаимодействие вузов и школ: потенциал гуманитаризации управления инновациями // Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления. Томск: ТМЛ-Пресс, 2013. С. 15-64.
  9. Прозументова Г. Н. Массовая общеобразовательная школа: возможности развития личности // Психологический универсум образования человека ноэтического: сб. статей. Томск: Водолей, 1999. С. 161-173.
  10. Прозументова Г. Н. Педагогика совместной деятельности: смысловые контексты и образовательная реальность // Школа совместной деятельности. Томск, 2002. Кн. 5: Разработка образовательных программ в развивающейся школе. С. 4-16.
  11. Прозументова Г. Н., Малкова И. Ю. Проблема субъекта совместной деятельности в образовательном проектировании // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 170-175.
  12. Сенько Ю. В., Фроловская М. Н. Педагогика понимания. М.: Дрофа, 2007. 189 с.
  13. Солоненко А. В. Использование приемов диалога при проведении учебного занятия (на примере занятия по иностранному языку) // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 6 (134). С. 69-75.
  14. Солоненко А. В. Приемы диалогизации совместной деятельности при проектировании учебного занятия по иностранному языку // Лингвогуманитарное образование в пространстве технического вуза: сб. трудов Международной заочной научно-методической конференции. Томск, 2011. С. 122-129.
  15. Scott P., Ametller J., Mortimer E., Emberton J. Teaching and Learning Disciplinary Knowledge: Developing the Dialogic Space for an Answer When There Isn’t Even a Question // Educational Dialogues. Understanding and Promoting Productive Interaction. 2009. P. 289-303.

Информация об авторах

Солоненко Александра Владимировна

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Абушаева Магипервас Энверовна

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 15 января 2014.

Ключевые слова

  • преподавание иностранных языков
  • диалог
  • образовательный потенциал диалога
  • субъект образовательной деятельности
  • субъектная позиция в образовании
  • диалогизация совместной деятельности
  • teaching foreign languages
  • dialogue
  • educational potential of dialogue
  • subject of educational activity
  • subjective position in education
  • dialoguization of cooperative activity

Copyright

© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)