ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ (СКАЗКА Э. Т. А. ГОФМАНА «ЗОЛОТОЙ ГОРШОК»)
Аннотация
В статье рассматривается один из путей изучения произведений литературы в современной школе, в том числе зарубежной, — личностно-деятельностный подход, суть которого заключается в формировании активного эстетического поиска как одного из видов деятельности читателя-школьника на уроке литературы через преодоление позиций «свое» — «чужое» (М. Бахтин) в ходе интерпретации текста. Эффективность эстетической деятельности школьников обеспечивается реализацией методов и приемов, которые активизируют читательский поиск, в том числе в рамках проектной деятельности, делают диалог «читатель — текст» продуктивным.
Источники
- Бахтин М. М. К методологии литературоведения // Контекст-1974: литературно-теоретические исследования. М., 1975. С. 203-212.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 420 с.
- Голикова Г. А. Методика целостного изучения русской прозы ХХ века в средних и старших классах школы. Казань, 2007. 296 с.
- Голикова Г. А., Вафина А. Х. История зарубежной литературы ХIХ века (романтизм). Казань: К(П)ФУ, 2013. 32 с.
- Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. М., 1998. Вып. 1. Французская литература XIX века. 279 с.
- Лейтес Н. С. От «Фауста» до наших дней: из истории немецкой литературы. М.: Просвещение, 1987. 223 с.
- Маранцман В. Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством // Литература в школе. 1998. № 8. С. 91-98.
- Маранцман В. Г. Цели и структура курса литературы в школе // Литература в школе. 2003. № 4. С. 21-24.
- Сайко Э. В. Субъект: созидатель и носитель социального. М. – Воронеж: Издательство Московского психолого-социального института; Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 424 с.
- Фельдштейн Д. И. О развитии фундаментальных психологических исследований. М. – Воронеж, 2006. 16 с.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Опубликована: 4 февраля 2014.
Ключевые слова
- личностно-деятельностный подход
- эстетический диалог
- субъектный опыт читателя-школьника
- мотивационно-эмоциональная составляющая урока
- интерпретация произведения
- «метод проблематизации»
- проектная деятельность
- person-activity approach
- aesthetic dialogue
- subject experience of reader-student
- motivational-emotional part of lesson
- interpretation of work
- “problematization method”
- project activities
Copyright
© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»