• Научная статья
  • 4 февраля 2014
  • Открытый доступ

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ (СКАЗКА Э. Т. А. ГОФМАНА «ЗОЛОТОЙ ГОРШОК»)

Аннотация

В статье рассматривается один из путей изучения произведений литературы в современной школе, в том числе зарубежной, — личностно-деятельностный подход, суть которого заключается в формировании активного эстетического поиска как одного из видов деятельности читателя-школьника на уроке литературы через преодоление позиций «свое» — «чужое» (М. Бахтин) в ходе интерпретации текста. Эффективность эстетической деятельности школьников обеспечивается реализацией методов и приемов, которые активизируют читательский поиск, в том числе в рамках проектной деятельности, делают диалог «читатель — текст» продуктивным.

Источники

  1. Бахтин М. М. К методологии литературоведения // Контекст-1974: литературно-теоретические исследования. М., 1975. С. 203-212.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 420 с.
  3. Голикова Г. А. Методика целостного изучения русской прозы ХХ века в средних и старших классах школы. Казань, 2007. 296 с.
  4. Голикова Г. А., Вафина А. Х. История зарубежной литературы ХIХ века (романтизм). Казань: К(П)ФУ, 2013. 32 с.
  5. Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. М., 1998. Вып. 1. Французская литература XIX века. 279 с.
  6. Лейтес Н. С. От «Фауста» до наших дней: из истории немецкой литературы. М.: Просвещение, 1987. 223 с.
  7. Маранцман В. Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством // Литература в школе. 1998. № 8. С. 91-98.
  8. Маранцман В. Г. Цели и структура курса литературы в школе // Литература в школе. 2003. № 4. С. 21-24.
  9. Сайко Э. В. Субъект: созидатель и носитель социального. М. – Воронеж: Издательство Московского психолого-социального института; Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 424 с.
  10. Фельдштейн Д. И. О развитии фундаментальных психологических исследований. М. – Воронеж, 2006. 16 с.
  11. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.

Информация об авторах

Голикова Гузяль Азгаровна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 4 февраля 2014.

Ключевые слова

  • личностно-деятельностный подход
  • эстетический диалог
  • субъектный опыт читателя-школьника
  • мотивационно-эмоциональная составляющая урока
  • интерпретация произведения
  • «метод проблематизации»
  • проектная деятельность
  • person-activity approach
  • aesthetic dialogue
  • subject experience of reader-student
  • motivational-emotional part of lesson
  • interpretation of work
  • “problematization method”
  • project activities

Copyright

© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)