• Научная статья
  • 4 февраля 2014
  • Открытый доступ

МЕЖТЕКСТОВЫЙ ДИАЛОГ В ПОЭМЕ Н. С. ГУМИЛЕВА «БЛУДНЫЙ СЫН»

Аннотация

В статье предлагается анализ лирического произведения Н. С. Гумилева «Блудный сын», отражающего переосмысление автором содержательного потенциала известной евангельской притчи. В диалоге поэмы с текстом притчи трансформации подвергаются сюжет и отдельные образы. Событийность представлена открытым сознанием лирического героя, который является автобиографическим и автопсихологическим. «Текстуальный диалогизм» есть спор художника слова с предшествующей культурной традицией и актуализация новых смыслов.

Источники

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 423 c.
  2. Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2001. 420 с.
  3. Гинзбург Л. Я. Пушкин и реалистический метод в лирике // Русская литература. 1962. № 1. С. 27-37.
  4. Гумилев Н. Стихотворения и поэмы / вступ. ст. Н. Н. Скатова. М.: Современник, 1989. 461 с.
  5. Зарецкий В. А. О взаимодействии смыслопорождения и образотворчества в литературном произведении // Проблемы диалогизма словесного искусства. Стерлитамак, 2007. С. 143-145.
  6. Малых В. С. Творчество Николая Гумилева: вузовский и школьный аспекты изучения: научно-учебное пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2012. 100 с.
  7. Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: сб. статей в память В. Я. Проппа. М., 1975. С. 141-155.
  8. Рымарь Н. Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж: Логос-Траст, 1994. 262 с.

Информация об авторах

Радь Эльза Анисовна

Башкирский государственный университет (филиал) в г. Стерлитамаке

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 4 февраля 2014.

Ключевые слова

  • межтекстовый диалог
  • авторское сознание
  • мотив
  • инвариант
  • актуальный сюжет
  • intertext dialogue
  • author’s consciousness
  • motif
  • invariant
  • topical plot

Copyright

© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)