• Научная статья
  • 18 февраля 2014
  • Открытый доступ

ОБРАЗ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В ОЧЕРКОВОЙ ПРОЗЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Аннотация

В статье на примере очерков Н. М. Карамзина (1802 г.), А. Н. Муравьева (1835 г.), и С. П. Шевырева (1847 г.) рассматривается круг вопросов, связанных с развитием духовной прозы первой половины XIX в.: конкретизируется проблематика, иллюстрируются механизмы художественно-публицистического ее воплощения. Историко-литературная значимость материала состоит как в осмыслении тематического и стилевого богатства духовно-религиозной прозы, так и в возможности расширить представления о содержательных и идейно-художественных границах отечественной очеркистики XIX в.

Источники

  1. Батурова Т. К. Святой праведный Иоанн Кронштадтский о воспитании и образовании // Духовно-нравственный и эстетический потенциал русской литературной классики: сб. науч. ст. / под ред. И. А. Киселевой, Т. А. Алпатовой. М.: ИИУ МГОУ, 2013. С. 3-7.
  2. Белоброва О. Л. Хождения // Литература Древней Руси: биобиблиографический словарь / под ред. О. В. Творогова. М., 1996. С. 226-227.
  3. Власова М. В. Писатель / учитель в русской литературе конца XVIII – середины XIX в. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 2 (9). С. 41-43.
  4. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: сб. трудов Лозаннского симпозиума / под. ред. Л. Геллера. М.: МиК, 2002. С. 5-22.
  5. Гудзий Н. К. История древней русской литературы: учебник. М.: Аспект Пресс, 2002. 589 с.
  6. Данилов В. В. О жанровых особенностях древнерусских «хождений» // Труды отдела древнерусской литературы. М.: Наука, 1962. Т. XVIII. C. 21-37.
  7. Карамзин Н. М. Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице и в сем монастыре // Вестник Европы. 1802. Ч. 4. № 15. С. 207-226.
  8. Карамзин Н. М. Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице и в сем монастыре // Вестник Европы. 1802. Ч. 4. № 16. С. 287-304.
  9. Маркович В. М. Уроки Шевырева // Шевырев С. П. Об отечественной словесности. М.: Высш. шк., 2004. С. 7-57.
  10. Моторин А. В. Духовные направления в русской словесности первой половины XIX века. Новгород, 1998. 212 с.
  11. Муравьев А. Н. Путешествие по Святым местам русским. Репринтное издание 1846 г. М., 1990. VIII+402 с.
  12. Пасечная Е. В. Типаж «учитель» в русской женской беллетристике первой половины XIX века // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 2 (21): в 3-х ч. Ч. III. С. 127-130.
  13. Флоренский П. А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Флоренский П. А. Вопросы религиозного самопознания. М.: ACT, 2004. С. 85-212.
  14. Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. М.: Индрик, 2009. 368 с.

Информация об авторах

Александрова-Осокина Ольга Николаевна

Дальневосточный государственный гуманитарный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 18 февраля 2014.

Ключевые слова

  • духовная проза
  • очерк
  • традиция и новаторство
  • «хождение»
  • житие
  • экфрасис
  • православие и литература
  • spiritual prose
  • essay
  • tradition and innovation
  • «purgatory»
  • hagiography
  • ecphrasis
  • Eastern Christianity and literature

Copyright

© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)