• Научная статья
  • 7 апреля 2014
  • Открытый доступ

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «АВТОР - ПЕРСОНАЖ - ЧИТАТЕЛЬ»

Аннотация

В статье рассматриваются формы взаимодействия в треугольнике «автор - персонаж - читатель». Большинство исследователей отмечают главенствующую роль автора, как организующего начала текста, что далеко не случайно, так как именно автор задает основную тему и идею произведения, отвечает за выбор языковых средств. В то же время, любой текст рассчитан на то, что он будет прочитан и интерпретирован. Следовательно, в тексте заложено взаимодействие между автором и читателем. Персонажи также играют важную роль в построении художественного произведения. Их взаимодействие с автором, с одной стороны, и с читателем, с другой, представляется плодотворной областью исследования.

Источники

  1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. 543 с.
  2. Бойко Г. И. Категория лица в личностно-ориентированном дискурсе (на материале немецкого языка) // Иностранные языки в высшей школе. 2011. № 3. С. 5-11.
  3. Бойко Г. И. Категория лица как репрезентант системы ценностных ориентаций // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 2. С. 212-219.
  4. Бойко Г. И. Релевантность категории лица как репрезентанта внутреннего мира личности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2009. № 560. С. 43-53.
  5. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. Изд-е 4-е. М.: Флинта; Наука, 2009. 520 с.
  6. Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 250 с.
  7. Виноградов В. В. Проблема автора в художественной литературе // О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. С. 106-211.
  8. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 138 с.
  9. Геймбух Е. Ю. Образ автора как категория филологического анализа художественного текста: на материале произведений И. С. Тургенева малых форм: дисс. … к. филол. н. М., 1995. 190 с.
  10. Гусева Г. В. Типологические характеристики вербализованной внутренней речи: автореф. дисс. … к. филол. н. Орел, 2002. 34 с.
  11. Ноздрина Л. А. Интерпретация художественного текста. Поэтика грамматических категорий: учеб. пособие для лингвистических вузов и факультетов. М.: Дрофа, 2009. 252 с.
  12. Одинцов В. В. Стилистика текста / отв. ред. А. И. Горшков. Изд-е 5-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 264 с.
  13. Сергеева Ю. М. Внутренняя речь как особая форма языкового общения (на материале англоязычной художественной литературы): автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2009. 35 с.
  14. Тихонова Ю. В. Конвергенция различных форм чужой и авторской речи в англоязычной художественной прозе: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2011. 24 с.
  15. Тураева З. Я. Лингвистика текста. Текст: Структура и семантика: учеб. пособие. Изд-е 2-е, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 144 с.
  16. Хасиева М. А. Роль автора и читателя в творчестве Вирджинии Вульф // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 6. С. 210-212.
  17. Чикаткова Ю. А. Когнитивное пространство образов персонажей сквозь призму их наименований (на материале немецкой литературы) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 4-5. С. 1327-1332.

Информация об авторах

Федотова Оксана Сергеевна

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 7 апреля 2014.

Ключевые слова

  • автор художественного произведения
  • персонаж
  • читатель
  • формы взаимодействия
  • художественная коммуникация
  • author of a work of literature
  • character
  • reader
  • forms of interaction
  • artistic communication

Copyright

© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)