• Научная статья
  • 9 июня 2014
  • Открытый доступ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕТАФОРЫ В НЕМЕЦКОЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Аннотация

Статья раскрывает вопрос, как функционирует метафора в детской речи и как это соотносится с возрастом. Автор ставит цель показать в статье, как меняется функционирование метафоры в зависимости от возраста ребенка. Исследование построено на материале немецкой детской речи. В корпус примеров вошли метафорические высказывания детей от 5,5 до 12 лет, полученные в результате анализа немецких сайтов, немецкой детской литературы и транскрипций детских текстов.

Источники

  1. Амзаракова И. П. Метафора в детской речи: языковая игра или способ познания мира // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Серия 5. Романо-германская филология и дидактика / отв. ред. Н. Н. Пелёвина. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1998. Вып. 5. С. 27-30.
  2. Амзаракова И. П. Ребёнок: язык, текст, коммуникация. Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2012. 332 с.
  3. Бюлер К. Теория языка: репрезентативная функция языка. М.: Прогресс, 1993. 501 с.
  4. Ваганова А. К. Номинация в детской речи: автореф. дисс. … к. филол. н. Таганрог, 1997. 29 с.
  5. Елисеева М. Б. Игровые переименования в речи детей раннего возраста // Логопед в детском саду, 2007. № 2 (17). С. 5-11.
  6. Сюксяева С. А. Непреднамеренная метафора в детской речи // Иностранные языки и межкультурная коммуникация: роль и место в современном образовании: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Абакан, 17-18 ноября 2011 г.) / отв. ред. И. П. Амзаракова. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. С. 266-271.
  7. Харченко В. К. Переносные значения слова: развитие, функции, место в системе языка: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1990. 39 с.
  8. Харченко В. К. Переносные значения слова. Изд-е 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 200 с.
  9. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. 240 с.
  10. Чуковский К. И. От двух до пяти. М.: КДУ, 2005. 400 с.
  11. Шабалина О. В. Структура и функционирование метафоры в детской речи: автореф. дисс. … к. филол. н. Пермь, 2007. 24 с.
  12. Шахнарович А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи. М.: Наука, 1990. 168 с.
  13. Augst G. Zur Ontogenese des Metaphernerwerbs - eine Pilotstudie // Spracherwerb von 6 bis 16: linguist., psychol., soziolog / Grundlagen. (Hrsg.) - 1. Aufl. Düsseldorf: Päd. Verl. Schwamm, 1978. S. 220-232.
  14. Fehse B. Empirische Untersuchungen zum Metaphernerwerb: 7 Beispiele 1974-1998. Redaktion LINSE (Linguistik-Server Essen); Universität GH Essen, Fachbereich 3, FuB 6. 53 S.
  15. Fünfstück K. Wie Kinder Metaphern verstehen und bilden. Untersuchungen am Beispiel von Kinderrätseln, bildhaften Ausdrücken und Bildern // Das Wort. Germanistisches Jahresbuch 2000/2001. M.: DAAD. S. 29-48.
  16. http://www.kindermund.de/ (дата обращения: 01.06.2014).
  17. Jakobson R. Der grammatische Aufbau der Kindersprache: Rheinisch-Westfälische Akademie der Wissenschaftenn // Geisteswis. Vorträge. G. 218. Westdeutscher Verlag: Opladen, 1977.
  18. Oksaar E. Spracherwerb im Vorschulalter. Einführung in die Pädolinguistik. Stuttgart - Berlin - Köln - Mainz: Kohlhammer, 1977. 237 S.

Информация об авторах

Сюксяева Светлана Алексеевна

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 9 июня 2014.

Ключевые слова

  • метафора
  • детская речь
  • сверхгенерализация
  • переосмысления
  • переименования
  • номинация
  • метафорическая компетенция
  • преднамеренная метафора
  • непреднамеренная метафора
  • metaphor
  • child's speech
  • super-generalization
  • reconsideration
  • renamings
  • nomination
  • metaphorical competence
  • intentional metaphor
  • unintentional metaphor

Copyright

© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)