• Научная статья
  • 28 октября 2014
  • Открытый доступ

МАССМЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ

Аннотация

Основное содержание исследования, выполненного в рамках когнитивно-дискурсивного подхода, составляет анализ понятия «массмедийный дискурс». Массмедиа, будучи настроенными на массовую коммуникацию и массовое сознание, а также на ускоренное тиражирование и циркулирование фактов, образов, идей, мнений, являются важнейшим инструментом не только информационно-смыслового обеспечения общества, но и общественного самопознания и самоидентификации. В статье выявлены и осмыслены характерные признаки массмедийного дискурса, являющегося разработчиком и поставщиком социально значимых смыслов и оценок и отражающего особенности мировоззрения народа и характер оперирования им знаниями.

Источники

  1. Алефиренко Н. Ф. Когнитивно-дискурсивная парадигма языкового знака // Язык. Текст. Дискурс: научный альманах. Ставрополь: Ставропольский гос. пед. ин-т, 2009. Вып. 7. С. 7-17.
  2. Дейк Т. А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике / пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. С. 153-211.
  3. Дзялошинский И. М. Проективная деятельность в структуре журналистского творчества [Электронный ресурс] // Деловая пресса России: настоящее и будущее. URL: http://www.dzyalosh.ru/01-comm/books/delov-pressa/ 3-dzylochinskii.html (дата обращения: 10.09.2014).
  4. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М.: Едиториал УРСС, 2005. 288 с.
  5. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика. 2006. № 2. С. 20-33.
  6. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров: дисс.. д. филол. н. Пермь, 2004. 359 c.
  7. Кайда Л. Г. Композиционная поэтика публицистики: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2006. 142 с.
  8. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации: краткий курс. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007. 256 с.
  9. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2006. 448 с.
  10. Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста. М.: МГУ, 2008. 242 с.
  11. Конецкая В. П. Социология коммуникаций. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 304 с.
  12. Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века: опыт парадигмального анализа // Язык и наука конца XX в. / под ред. Ю. С. Степанова. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С. 144-238.
  13. Кузьмина Н. А. Медиатекст как объект медиалингвистики // Современный медиатекст / отв. ред. Н. А. Кузьмина. Омск: Омский гос. ун-т, 2011. С. 11-55.
  14. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М. - К.: Рефл-бук; Ваклер, 2003. 656 с.
  15. Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2005. № 2. С. 7-15.
  16. Солганик Г. Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г. Я. Солганик. М.: Флинта; Наука, 2005. С. 13-30.
  17. Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира [Электронный ресурс] // Публицистика и информация в современном обществе. URL: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/28_6 (дата обращения: 10.09.2014).
  18. Цуладзе А. М. Политическая мифология. М.: Эксмо, 2003. 384 с.
  19. Чудинов А. П. Когнитивно-дискурсивное исследование метафоры в текстах СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М.: МГУ, 2004. С. 175-197.

Информация об авторах

Абрамова Елена Сергеевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 28 октября 2014.

Ключевые слова

  • массмедиа
  • массовая коммуникация
  • массмедийный дискурс
  • массмедийная картина мира
  • публицистическая картина мира
  • когнитивно-дискурсивный подход
  • mass media
  • mass communication
  • mass media discourse
  • mass media worldview
  • journalistic worldview
  • cognitive-discursive approach

Copyright

© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)