• Научная статья
  • 5 ноября 2014
  • Открытый доступ

ТРУДНОСТИ ОСВОЕНИЯ РУССКОЙ ФОНЕТИКИ ИНОЯЗЫЧНОЙ АУДИТОРИЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РОДНОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В статье рассматриваются трудности, которые возникают у учащихся-иностранцев при освоении русской фонетики и затрагивают системы вокализма, консонантизма, особенности словесного ударения. Автор считает, что преподаватель русского языка как иностранного должен выделить наиболее трудные для конкретной национальной аудитории особенности русской фонетической системы и выбрать необходимую последовательность изучения фонетического материала.

Источники

  1. Барановская С. А., Галеева М. М. Фонемный состав языков разных систем: учеб. пособие. М.: Типография Ун-та дружбы народов им. П. Лумумбы, 1979. 91 с.
  2. Виноградов В. А. Лингвистика и обучение языку. М.: Academia, 2003. 370 с.
  3. Журавлёва Е. Ф., Журавлева Т. Б. Трудные случаи фонетики и морфологии современного русского языка в сопоставлении с новогреческим (из опыта преподавания славянских языков в грекоязычной аудитории) // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Международный конгресс исследователей русского языка: труды и мат-лы / сост. М. Л. Ремнёва и др. М.: Изд-во Московского ун-та, 2004. С. 507-508.
  4. Любимова Н. А. Обучение русскому произношению: артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М.: Русский язык, 1982. 192 с.
  5. Пеетерс-Подгаевская А. В., Андреюшина Е. А. Трудности в освоении фонетики русского языка нидерландскими студентами // Язык, литература, культура: актуальные проблемы изучения и преподавания: сб. науч. и науч.-метод. ст. / ред. кол.: Л. П. Клобукова и др. М.: МАКС Пресс, 2013. Вып. 9. С. 277-290.
  6. Потапова Р. К. Артикуляторные характеристики сегментарных единиц звучащей речи // Общая и прикладная фонетика / Л. В. Златоустова, Р. К. Потапова, В. В. Потапов и др. М.: Изд-во Московского ун-та, 1997. С. 8-53.
  7. Ракитина Л. В., Розова О. Г. О нарушениях реализации русских аффрикат в речи носителей китайского языка на начальном этапе обучения // Изучение и преподавание русского языка и литературы в контексте современной языковой политики России: мат-лы докл. и сообщ. XIX междунар. науч.-метод. конф. / Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна. СПб., 2014. С. 283-287.
  8. Розова О. Г. Фонетика русской речи // Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: учеб. пособие / Г. М. Васильева, С. А. Вишнякова, Л. А. Вольская и др. / под ред. И. П. Лысаковой. М.: Владос, 2004. С. 106-117.
  9. Цейтлин С. Н. Двуязычный ребенок в русской школе // Современная русская речь: состояние и функционирование: сб. аналит. мат-лов / Филологический фак-т СПбГУ. СПб.: Осипов, 2006. Вып. II. С. 222-234.
  10. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 428 с.
  11. Экба Н. Б. Работа над фонетическими ошибками // Фонетические морфологические и синтаксические ошибки в русской речи учащихся национальных школ: учеб. пособие / М. В. Панов, Х. Х. Сукунов, Н. Б. Экба; Научно-исследовательский институт национальных школ МО РСФСР. М., 1989. С. 6-41.

Информация об авторах

Андреюшина Елизавета Александровна

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 5 ноября 2014.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный
  • фонетическая интерференция
  • вокализм
  • система консонантизма
  • словесное ударение
  • фонетические трудности
  • ошибки произношения
  • Russian as a foreign language
  • phonetic interference
  • vocalism
  • consonantism
  • word stress
  • phonetic difficulties
  • pronunciation mistakes

Copyright

© 2014 Автор(ы)
© 2014 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)