• Научная статья
  • 1 января 2015
  • Открытый доступ

ОБРАЗ АВТОРА СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ И ЛИРИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-МИНИАТЮРЫ: СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СТРУКТУРЫ

Аннотация

В статье обосновывается гипотеза о том, что между стихотворением в прозе и интернет-миниатюрой существуют отношения преемственности, являющиеся результатом стереотипизации речевой структуры жанра. Стихотворения в прозе и интернет-миниатюры сопоставляются по коммуникативно-прагматическому параметру анкеты речевого жанра «образ автора» посредством характеристики языковой личности производителя речи и выбираемого им субъекта повествования. Выявляются общие и отличительные признаки двух жанров.

Источники

  1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. С. 249-299.
  2. Валгина Н. С. Теория текста: учебное пособие. М.: Логос, 2003. 280 с.
  3. Галанинская С. В. Способы ритмизации цикла И. С. Тургенева «Стихотворения в прозе» и основные тенденции развития жанра в русской литературе конца XIX - начала XX вв.: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2004. 18 с.
  4. Журавлева Т. П. К исследованию речевого портрета автора художественного текста: прагмалингвистический подход // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 3 (33): в 2-х ч. Ч. I. C. 79-84.
  5. Иванцова Е. В. Феномен диалектной языковой личности: монография. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 312 с.
  6. Как чудесны ночи в Ереване! / Алина Владленовна [Электронный ресурс]. URL: http://www.proza.ru/2014/09/28/2096 (дата обращения: 10.10.2014).
  7. Копытов О. Н. Образ автора и авторское начало: разграничение и области применения понятий // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 334. С. 11-14.
  8. Кузнецова Д. Д. Цикл стихотворений в прозе как автопсихологическая форма // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2010. № 2. С. 171-185.
  9. Плотникова А. А. Лирическая миниатюра в интернет-коммуникации (лингвопрагматический и метаязыковой аспект жанра): дисс. … к. филол. н. Томск, 2012. 258 с.
  10. Солженицын А. И. Крохотки // Солженицын А. И. Собрание сочинений: в 30-ти т. М.: Время, 2006. Т. 1. Рассказы и Крохотки. С. 529-571.
  11. Солоухин В. А. Камешки на ладони. М.: Современник, 1988. 445 с.
  12. Тургенев И. С. Стихотворения в прозе. М.: Художественная литература, 1984. 223 с.
  13. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 88-99.
  14. Шмелева Т. В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. Berlin, 1990. № 2. С. 20-32.
  15. Шпильман М. В. Коммуникативная стратегия «речевая маска» (на материале произведений А. и Б. Стругацких): автореф. дисс. … к. филол. н. Новосибирск, 2006. 23 с.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-34-01014.

Информация об авторах

Казакова Ольга Анатольевна

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Долганина (Плотникова) Анна Алексеевна

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 января 2015.

Ключевые слова

  • речевой жанр
  • образ автора
  • автор художественного текста
  • языковая личность
  • интернет-миниатюра
  • стихотворение в прозе
  • стереотипизация речевой структуры
  • speech genre
  • image of author
  • author of literary text
  • linguistic personality
  • Internet miniature
  • poem in prose
  • stereotyping of speech structure

Copyright

© 2015 Автор(ы)
© 2015 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)