• Научная статья
  • 1 января 2015
  • Открытый доступ

СТРАТЕГИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Аннотация

В статье рассматривается стратегия теоретико-методологической и методической подготовки педагогов к языковому образованию в школе в контексте современной социокультурной и языковой ситуации. Представлена авторская программа курса «Языковое развитие личности в системе общего образования на основе актуализации современных гуманитарных подходов», направленного на повышение общей методологической культуры педагога и решение проблем современного языкового образования.

Источники

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1988. 423 с.
  2. Веряев А. А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе: автореф. дисс. … д. пед. н. Барнаул, 2000. 45 с.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд-е 5-е, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  4. Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо-Пресс; Апрель-Пресс, 2000. 1008 с.
  5. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 456 с.
  6. Закирова А. Ф. Основы педагогической герменевтики. Авторский курс лекций: учеб. пособие. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2011. 324 с.
  7. Закирова А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: монография. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2001. 152 с.
  8. Зинченко В. П. Работа понимания // Психологическая наука и образование. 1997. № 3. С. 42-52.
  9. Карасик В. И. Языковая кристаллизация смысла. М.: Гнозис, 2010. 351 с.
  10. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 7-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.
  11. Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. СПб.: Юна, 1998. 248 с.
  12. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 248 с.
  13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004. 352 с.
  14. Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. 452 с.
  15. Лотман Ю. М. Культура и текст как генераторы смысла // Кибернетическая лингвистика. М.: Наука, 1983. С. 23-30.
  16. Лурье Л. И. Педагогическая деятельность в пространстве эстетического опыта: в 3-х ч. Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 2008. Ч. 1. Знаково-символическая система образовательного процесса. 153 с.
  17. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М. ⎼ Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. 464 с.
  18. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 208 с.
  19. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]: Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_155553/?frame=1 (дата обращения: 26.10.2014).
  20. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 288 с.
  21. Теремов А. В. Знаково-символическая наглядность и деятельность как средство повышения качества знаний учащихся по биологии: раздел «Животные»: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2000. 25 с.
  22. Programme for International Student Assessment (PISA) [Электронный ресурс] // OECD - Better Policies for Better Lives. URL: http://www.oecd.org/pisa/ (дата обращения: 25.10.2014).

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ), проект № 14-18-02520.

Информация об авторах

Володина Елена Николаевна

Тюменский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 января 2015.

Ключевые слова

  • язык
  • развитие личности
  • гуманитаризация образования
  • семиотический, герменевтический, лингвокультурологический подходы
  • language
  • personal development
  • humanization of education
  • semiotic, hermeneutic, linguo-culturological approaches

Copyright

© 2015 Автор(ы)
© 2015 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)