• Научная статья
  • 1 января 2015
  • Открытый доступ

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЯЗЫКА ОБЩЕНИЯ В КОЛОНИЯХ НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования единого языка общения российских немцев в условиях иноязычного окружения. Создание национальной школы на территории колоний немцев Поволжья сыграло в этом процессе важную роль. Система школьного образования, сложившаяся во второй половине XIX века у немцев Поволжья, способствовала проникновению в диалекты колонистов лексики и морфологических форм литературного языка.

Источники

  1. Вашкау Н. Э. Духовная культура немцев Поволжья: проблемы школы и образования 1764-1941 гг.: автореф. дисс. … д.и.н. / СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 1998. 38 с.
  2. Герман А. А., Плеве И. Р. Немцы Поволжья: краткий исторический очерк. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 144 с.
  3. Дитц Я. Е. История поволжских немцев-колонистов. Изд-е 3-е. М.: Готика, 2000. 495 с.
  4. Лажечников И. И. Заметки для биографии Белинского [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/l/lazhechnikow_ i_i/text_0070.shtml (дата обращения: 30.09.2014).
  5. Немцы России: энциклопедия: А - И / пред. редкол. В. Карев. М.: ЭРН, 1999. 832 с.
  6. О народном образовании в немецких поселениях Поволжья [Электронный ресурс] // Русский вестник. 1897. URL: http://wolgadeutsche.net/bibliothek/DjVu/rus_westnik_1897_8_9_10.pdf (дата обращения: 30.06.2014).
  7. О правилах для школьного и катехизического учения в колониях Саратовских иностранных поселенцев [Электронный ресурс]: Высочайше утвержденное положение Комитета Министров от 5 марта 1840 г. № 13233 // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 04.12.204).
  8. Описание колоний в Саратовской губернии поселенных [Электронный ресурс] // Санкт-петербургский журнал. 1805. № 7. С. 102-129. URL: http://wolgadeutsche.net/bibliothek/SPB_Zeitschrift_1805_07_102_129.htm (дата обращения: 10.07.2014).
  9. Райт К. С. История фамилии Райт в России с XVIII по XX век. Мемуары и путевые заметки [Электронный ресурс]. М., 2010. 192 с. URL: http://wolgadeutsche.ru/fotos/raith/Raith_1_12.pdf (дата обращения: 04.12.2014).
  10. Черказьянова И. В., Смагина Г. И. Немецкие школы и немецкие учителя [Электронный ресурс]. URL: http://www.genrogge.ru/grbook/10.htm (дата обращения: 09.09.2014).
  11. Эмих Ф. Школа для немцев [Электронный ресурс] // Волга: литературный журнал. Саратов, 1990. URL: http://www.wolgadeutsche.ru/bibliothek/wolga/wolga_2_1990.htm (дата обращения: 09.09.2014).
  12. Erbes J. Eine Schulfrage der ersten Einwanderer an der Wolga // Wolgadeutsches Schulblatt. 3. 1929. № 2. S. 8.
  13. http://wolgadeutsche.ru/fotos/raith/Ausbildung.pdf (дата обращения: 06. 12.2014).
  14. Kufeld D. Das Lied vom Küster Deis // Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Landsmannschaft der Deutschen aus Russland. Stuttgart, 1982-1984. S. 52-53.
  15. Minor A. «Das Lied vom Küster Deis» von David Kufeld als Dokumentation der Lebensweise der Wolgadeutschen im 19. Jahrhundert // Jahrbuch für Internationale Germanistik. Bern - Berlin - Bruxelles - Frankfurt a/M - N. Y. - Oxford - Wien: Verlag Peter Lang, 2004. Jg. XXXVI - Heft 2. S. 49-60.

Финансирование

Статья выполнена в рамках проекта «Социолингвистические предпосылки формирования единого языка общения российских немцев в условиях иноязычного окружения» РГНФ № 14-04-00281.

Информация об авторах

Маскарова Татьяна Александровна

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 января 2015.

Ключевые слова

  • поволжские немцы
  • иноязычное окружение
  • диалект
  • единый язык общения
  • школьное образование
  • шульмейстер
  • литературный язык
  • Volga Germans
  • foreign-language environment
  • dialect
  • common language of communication
  • school education
  • Shulmeyster
  • literary language

Copyright

© 2015 Автор(ы)
© 2015 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)