АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО КОНЦЕПТА «ШКОЛА» В РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ И ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье описывается исследование лингвокультурного концепта ШКОЛА в сознании младших школьников и их родителей на материале свободного ассоциативного эксперимента. Особое внимание уделено ценностному компоненту рассматриваемого концепта. Опытным путем было установлено, что в коллективном сознании современных учеников ценностная составляющая концепта ШКОЛА не претерпевает изменений - ее образ положителен, а в индивидуальном сознании взрослых (бывших школьников) он может быть аксиологически амбивалентным.
Источники
- Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2004. 192 с.
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
- Карасик В. И. Языковые ключи. Волгоград: Парадигма, 2007. 519 с.
- Карасик В. И., Стернин И. А. Антология концептов. Волгоград: Парадигма, 2005. Т. 1. 352 c.
- Колесов В. В. Метальные характеристики русского слова в языке и в философской интуиции // Язык и этнический менталитет. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. С. 13-24.
- Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. 624 c.
- Словарь русского языка (Малый академический словарь - МАС): в 4-х т. / под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981. Т. 4. С- Я. 800 с.
- Словарь современного русского литературного языка (ССРЛЯ). М. - Л.: Наука, 1965. Т. 17.
- Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2001. 990 с.
- Сырица Г. С. К вопросу об амбивалентности лингвокультурных концептов // Русский язык: исторические судьбы и современность: Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ, 20-23 марта 2010 г.): труды и материалы / сост. М. Л. Ремнева, А. А. Поликарпов. М.: Изд-во Московского ун-та, 2010. № IV. С. 273-274.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Опубликована: 1 февраля 2015.
Ключевые слова
- ментальность
- концепт
- лингвокультурный концепт ШКОЛА
- концепт ОБРАЗОВАНИЕ
- амбивалентность
- аксиологичность
- mentality
- concept
- linguo-cultural concept of SCHOOL
- concept of EDUCATION
- ambivalence
- axiological nature
Copyright
© 2015 Автор(ы)
© 2015 ООО Издательство «Грамота»