• Научная статья
  • 1 апреля 2015
  • Открытый доступ

ЗНАКИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, РЕТРАНСЛИРУЕМЫЕ ИКОНИЧЕСКИМИ ТЕКСТАМИ, В ИХ ОТНОШЕНИИ СО СЛОВЕСНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПОЛИКОДОВОГО МЕДИАТЕКСТА. ЧАСТЬ 1

Аннотация

В центре внимания работы - поликодовые медиатексты, иконическая составляющая которых выступает в роли транслятора зрительно наблюдаемых знаков невербального поведения. В отличие от других текстов, смысл которых рождает синергия его вербальной и невербальной составляющих, тексты исследуемого типа отличаются большей семантической ёмкостью и особой прагматической насыщенностью. В первой части статьи раскрываются общие предпосылки исследования, сравниваются особенности взаимоотношения словесных знаков и знаков невербального поведения в условиях устной и опосредованной текстом письменной коммуникации, уточняется терминологический аппарат работы.

Источники

  1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студентов иностр. факультетов. М.: Academia, 2003. 128 с.
  2. Вашунина И. В. Взаимодействие визуальных и вербальных составляющих при восприятии креолизованного текста. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2007. 421 с.
  3. Воробьёва Е. В. К вопросу о взаимодействии вербальных и визуальных средств в креолизованном тексте // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Серия «Филологические науки». Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. № 10 (44). С. 54-58.
  4. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 194 с.
  5. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Изд-во «Наука», 1980. 104 с.
  6. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.
  7. Мардиева Л. А. Коды визуального поведения и ассоциированные с ними смыслы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 3 (33). Ч. 1. С. 126-130.
  8. Мардиева Л. А. Коды визуального поведения и прецедентные визуальные феномены в составе семиотически осложненных текстов средств массовой информации // Политическая лингвистика. 2014. № 2. С. 246-250.
  9. Михеев А. В. О некоторых типах взаимодействия изображения и текста // Типы коммуникации и содержательный аспект языка: сб. научн. тр. М.: АН СССР, Институт языкознания, 1987. С. 191-199.
  10. Мясников И. Ю. Характеристики малых текстов в газете и журнале с точки зрения структуры дискурса // Вестник Томского гос. ун-та. 2007. № 1. С. 106-119.
  11. Негрышев А. А. Прагматика новостного газетного заголовка: механизмы преобразования информации в системе заголовок - текст // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2006. № 1. С. 97-108.
  12. Сазонов В. В., Шошников К. Б. О соотношении вербальной и визуальной информации в прессе // Предмет семиотики: теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовой коммуникации: мат-лы научн. симпозиума «Семиотика средств массовых коммуникаций» (г. Москва, 20-23 нояб. 1974 г.). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 374-389.
  13. Bardin L. Le texte et l‘image // Communication et langages. 1975. № 26. Р. 98-112.
  14. Garcia M. Redesigning Print for the Web. Indianapolis: Hayden Books, 1997. 240 p.
  15. Garcia M. R., Stark P. Eyes on the News / edited by E. Miller. St. Petersburg - Florida: The Poynter Institute, 1991. 96 p.
  16. Moen D. Newspaper Layout & Design: A Team Approach. Ames. 3d ed. IA: Iowa State University Press, 1995. 238 p.

Информация об авторах

Мардиева Ляйля Агьдасовна

Казанский федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 апреля 2015.

Ключевые слова

  • поликодовые тексты
  • тексты СМИ
  • невербальное поведение
  • семантические связи
  • вербально-иконическая форма письма
  • polycode texts
  • media texts
  • nonverbal behavior
  • semantic links
  • verbal and iconic form of writing

Copyright

© 2015 Автор(ы)
© 2015 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)