• Научная статья
  • 1 мая 2015
  • Открытый доступ

СИМВОЛ В ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА: КОГНИТИВНЫЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОНСТИТУИРОВАНИЯ

Аннотация

Статья раскрывает когнитивные и лингвокультурные механизмы символизации, что позволяет акцентировать внимание на метонимической природе символа. Автор раскрывает постулаты основных концепций символа, представленных в гуманитарной парадигме. Главное свойство символа - представлять в части целое - обусловливает его доминирующую роль в структурировании эстетической концепции мира поэта. На примере стихотворений М. Ю. Лермонтова показано, что символ способен организовывать лирический сюжет и уточнять главную идею поэтического текста.

Источники

  1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
  2. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Худож. литер., 1957. Т. 1. Стихотворения. 426 с.
  3. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1982. 481 с.
  4. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М.: Языки русской культуры, 1999. 464 с.
  5. Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика / сост., вст. ст. и общ. ред. Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1983. С. 102-117.

Информация об авторах

Узенцова Елена Александровна

Южный федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 мая 2015.

Ключевые слова

  • индивидуально-авторская картина мира
  • культурный код
  • семантика
  • символ
  • художественный текст
  • эстетическая концепция мира
  • author’s individual worldview
  • cultural code
  • semantics
  • symbol
  • literary text
  • esthetic concept of world

Copyright

© 2015 Автор(ы)
© 2015 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)