• Научная статья
  • 1 июня 2015
  • Открытый доступ

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В МАРИЙСКИХ ЗАГОВОРАХ

Аннотация

В статье показаны синтаксические стилистические средства в марийских заговорах, их роль в создании композиционной сложности и выразительности текста. К наиболее часто встречающимся приемам отнесены различные типы повтора, в частности, нюансно-вариативный повтор, впервые выявленный на материале марийских заговоров, а также два вида параллельных конструкций. Аккумуляция выразительных средств в рамках небольших отрезков текста способствует созданию экспрессивности заговора.

Источники

  1. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка: Стилистика декодирования. М.: Просвещение, 1990. 300 с.
  2. Брандес М. П. Стилистика немецкого языка. М.: Высшая школа, 1990. 320 с.
  3. Васикова Л. П. Кызытсе марий йылме. Простой предложений синтаксис: туныктышылан полыш. Йошкар-Ола: Марий книга изд-во, 1987. 144 с.
  4. Гальперин И. Р. Стилистика английского языка. На английском языке. М.: Высшая школа, 1981. 334 с.
  5. Глухова Н. Н. Структура и стиль текстов марийских заговоров. Йошкар-Ола: МарГУ, 1996. 112 с.
  6. Глухова Н. Н., Исанбаев Н. И. Средства представления невероятности события в марийских эзотерических текстах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 2 (32). Ч. 1. C. 50-53.
  7. Дугаров Д. С. Песенное заклинание овцы «тээгэ» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 5 (16). С. 69-72.
  8. Иванов И. Г. Об одном из жанров марийского фольклора // Вопросы марийского языка. Йошкар-Ола: Марий книга изд-во, 1975. С. 65-75.
  9. Материалы диалектологических экспедиций рукописного фонда МарНИИ. 1938. № 363. 45 с.
  10. Материалы диалектологических экспедиций рукописного фонда МарНИИ. 1959. № 722. 95 с.
  11. Материалы диалектологических экспедиций рукописного фонда МарНИИ. 1973. № 42. 36 с.
  12. Материалы диалектологических экспедиций рукописного фонда МарНИИ. 1973. № 830. 38 с.
  13. Мороховский А. Н., Воробьёва О. П., Лихошёрст Н. И., Тимошенко З. В. Стилистика современного английского языка. Киев: Выща школа, 1991. 272 с.
  14. Пальмина В. В. Стилистический синтаксис современного немецкого детектива // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (44). Ч. 1. С. 155-157.
  15. Петров В. Н. Марий ю. Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1993. 160 с.
  16. Петухова Л. А. Глагольно-именные словосочетания в марийском языке. Йошкар-Ола: Марий книга изд-во, 1980. 110 с.
  17. Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. Сложное синтаксическое целое: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высшая школа, 1991. 182 с.
  18. Учаев З. В. Марий йылме. Теорий. Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1993. 264 с.
  19. Юзо мутат утара. Морки: Элнет, 1992. 78 с.
  20. Glukhova N. Structure and Style in Mari Charms. Szombathely: Berzsenyi Dániel Tanárképző Főiskola, 1997. 116 p.
  21. Glukhova N., Glukhov V. Expressions of Impossibility and Inevitability in Mari Charms // Charms, Charmers and Charming in Europe: Materials of the International Conference of the International Society for Folk Narrative Research. Palgrave Macmillan, 2008. P. 108-118.
  22. Sebeok Th. Structure and Texture. Essays in Cheremis Verbal Art. The Hague: Mouton, 1974. 158 p.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 1404-00043.

Информация об авторах

Глухова Наталья Николаевна

Марийский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 июня 2015.

Ключевые слова

  • заговор
  • синтаксическая стилистика
  • экспрессивность текста
  • анафорический и эпифорический типы повтора
  • нюансно-вариативный повтор
  • анадиплозис
  • параллелизм
  • конвергенция
  • spell
  • syntactic stylistics
  • expressiveness of a text
  • anaphoric and epiphoric types of repetition
  • nuance -variational repetition
  • anadiplosis
  • parallelism
  • convergence

Copyright

© 2015 Автор(ы)
© 2015 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)