• Научная статья
  • 10 июня 2015
  • Открытый доступ

ПОЭТИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ «ПРОЩАНИЯ С КНИГОЙ», МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ КНИГИ И АВТОРА В ТВОРЧЕСТВЕ ГОРАЦИЯ И С. ЯВОРСКОГО

Аннотация

Статья посвящена горацианскому сюжету «прощания с книгой» и его трансформации в «прощальной элегии» российского поэта XVIII века - С. Яворского. В послании Горация «К своей книге» создается метафорический образ книги-«непослушного ребенка», желающего освободиться от опеки автора-«отца». В творческом наследии Яворского сюжет изменяется в согласии с переходным этапом российской культуры, в тексте «встречаются» две библиометафоры: книга-«дитя» и Вечная книга-«судия», амбивалентным предстает и образ автора: в нем есть черты младенца, трепещущего перед судом Бога, и заботливого родителя, подготовившего кров своему детищу - библиотеке.

Источники

  1. Аверинцев С. Слово и книга // Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 178-214.
  2. Блюм А. В. Художественная литература как историко-книжный источник (на материале русской литературы XVIII - первой половины XIX в.) // Книга. Исследования и материалы: сборник. М.: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1980. Сб. 52. С. 100-122.
  3. Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова: Описанные самим им для своих потомков: в 3-х т. М.: Терра, 1993. Т. 2. 1760-1771. 544 с.
  4. Гораций. Наука поэзии // Античная литература. Рим. Хрестоматия / сост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова. М.: Высшая школа, 1981. С. 323-329.
  5. Грицевская И. М. Индексы истинных книг. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 254 с.
  6. Дуров В. С. Римская поэзия эпохи Августа: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. 226 с.
  7. Кавалло Г., Шартье Р. Введение // История чтения в западном мире от Античности до наших дней. М.: ФАИР, 2008. С. 9-52.
  8. Кантемир А. Собрание стихотворений. Л.: Сов. писатель, 1956. 544 с.
  9. Квинт Гораций Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. М.: Худ. литература, 1970. 479 с.
  10. Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1993. 522 с.
  11. Кононенко И. Харьков и личная библиотека Стефана Яворского // Бібліотечний форум України. 2005. № 1 (7). С. 11-13.
  12. Марк Туллий Цицерон. Из писем // Библиотека в саду: Писатели античности, средневековья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве. М.: Книга, 1985. С. 27-31.
  13. Панченко А. М. Русская культура в канун Петровских реформ. Л.: Наука; Ленингр. отд-е, 1984. 205 с.
  14. Петровский Ф. А. Латинские эпиграфические стихотворения. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 151 с.
  15. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.: Мысль, 1999. 528 с.
  16. Прощание с книгой // Von Wenigen (От немногих): сборник. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 2008. С. 166-174.
  17. Яворский С. Димитрию Ростовскому // Русская стихотворная эпитафия. СПб.: Академический проект, 1998. С. 58-59.
  18. Яворский С. Стяжателя сих книг последнее книгам целование // Русская литература. Век XVIII. Лирика. М.: Худож. лит-ра, 1990. С. 39-40.

Информация об авторах

Проданик Надежда Владимировна

Омский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 10 июня 2015.

Ключевые слова

  • феномен книги в античной культуре
  • феномен книги в российской культуре XVIII века
  • метафорические образы книги и автора
  • метафора книга-«дитя»
  • метафора Вечная книга-«судия»
  • the phenomenon of the book in the ancient culture
  • the phenomenon of the book in the Russian culture of the XVIII century
  • metaphorical images of the book and the author
  • metaphor book-“child”
  • metaphor Eternal book-“judge”

Copyright

© 2015 Автор(ы)
© 2015 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)