• Научная статья
  • 1 сентября 2015
  • Открытый доступ

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ АССОЦИАТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОППОЗИЦИИ «МУЖЧИНА/ЖЕНЩИНА» В ХАКАССКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования бинарной оппозиции «мужчина/женщина» на материале проведенного свободного ассоциативного эксперимента. Анализ полученных хакасских и русских ассоциативных полей выявляет общность доминирования семантических кластеров, связанных с понятиями мужской силы и женской красоты. Разница в наполнении ассоциативных полей выявляет дифференциацию в значимости социальных и семейных гендерных ролей и сохранение гендерных стереотипов в обоих контактных культурах.

Источники

  1. Айвазова С. Г. К истории феминизма [Электронный ресурс]. URL: http://belintellectuals.eu/media/library/ 16-Ajvazova.pdf (дата обращения: 10.05.2015).
  2. Айвазова С. Г. Симона де Бовуар: этика подлинного существования (вступительная статья) // Симона де Бовуар. Второй пол: в 2-х т. / пер. с франц.; общ. ред и вступ. ст. С. Г. Айвазовой. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. Т. 1. С. 5-20.
  3. Боргоякова А. П. Образ мира в языковом сознании этноса (хакасы, русские, англичане). М.: Советский писатель, 2003. 152 с.
  4. Боргоякова Т. Г., Пелевина Н. Н. Базовые ассоциативные стратегии репрезентации образа человека в ядре языкового сознания русских и хакасов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 3 (14). C. 25-27.
  5. Горошко Е. И. Языковое сознание: ассоциативная парадигма: дисс. … д. филол. н. М., 2001. 287 с.
  6. Дмитрюк Н. В. Ассоциативные портреты - характеристики представителей русского и казахского этносов // Языковое сознание и образ мира: сб. ст. / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: Институт языкознания РАН, 2000. С. 248-260.
  7. Залевская А. А. Введение в психолингвистику: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-та, 2007. 560 с.
  8. Индекс гендерного равенства по версии ПРООН [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/gender-equity-index-un/info (дата обращения: 15.01.2015).
  9. Калабихина И. Е. Почему важно развивать институты гендерного равенства в России [Электронный ресурс] // Научные исследования экономического факультета. 2011. № 1. URL: http://demoscope.ru/weekly/2012/0505/analit04.php (дата обращения: 15.01.2015).
  10. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты М.: Ин-т социологии РАН, 1999. 189 с.
  11. Кирилина А. В. Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс]. URL: http://www.owl.ru/gender/044.htm (дата обращения: 01.06.2015).
  12. Покоякова К. А. Гендерные особенности образов женщины и мужчины в американском языковом сознании // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 1 (43): в 2-х ч. Ч. 2. C. 167-169.
  13. Тарасов Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира: с М.: Институт языкознания РАН, 2000. С. 24-32.
  14. Тарасов Е. Ф., Тарасова М. Е. Исследование ассоциативных полей представителей разных культур // Ментальность россиян / под общ. ред. И. О. Дубова. М.: Фирма «Имидж-контакт», 1997. С. 253-277.
  15. Уфимцева Н. В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. ст. / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: Институт языкознания РАН, 1996. С. 139-162.

Финансирование

Исследование проведено при поддержке гранта РГНФ (Проект № 15-04-00156).

Информация об авторах

Боргоякова Тамара Герасимовна

Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова

Покоякова Карина Александровна

Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 сентября 2015.

Ключевые слова

  • гендер
  • языковое сознание
  • бинарная оппозиция
  • образ мужчины
  • образ женщины
  • ассоциативный эксперимент
  • ассоциативное поле
  • гендерные стереотипы
  • gender
  • linguistic consciousness
  • binary opposition
  • image of a man
  • image of a woman
  • associative experiment
  • associative field
  • gender stereotypes

Copyright

© 2015 Автор(ы)
© 2015 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)