• Научная статья
  • 1 ноября 2015
  • Открытый доступ

ЯЗЫК КАК ИСТОЧНИК МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация

Данная статья посвящена изучению вопроса о возможности моделирования познавательных процессов лингвистическими методами. Формулируются обоснования рассмотрения естественного языка как материала для анализа скрытых ментальных процессов, недоступных непосредственному наблюдению. Демонстрируются схожие результаты, полученные посредством использования чисто лингвистических методов, методов психолингвистического эксперимента, а также в рамках прикладной лингвистики, нацеленной на изучение искусственного интеллекта.

Источники

  1. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе. М.: Тривола, 2000. 248 с.
  2. Болдырев Н. Н. Принципы и методы когнитивных исследований языка // Принципы и методы когнитивных исследований языка: сб. науч. тр. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. С. 11-29.
  3. Болдырев Н. Н. Теоретические основы и методологические принципы когнитивного исследования языка // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 24 (315). С. 7-13.
  4. Варшавская А. И. К морфологии дискурса (предварительный анализ) // Англистика ХХI века: мат-лы VI Всероссийской науч. конф. (Санкт-Петербург, 24-26 января 2012 г.). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. С. 44-47.
  5. Воркачёв С. Г. Российская лингвокультурная концептология: современное состояние, проблемы, вектор развития // Известия Российской академии наук. Сер. Литература и язык. 2011. Т. 70. № 5. С. 64-74.
  6. Галич Г. Г. Когнитивная категория количества и её реализация в современном немецком языке. Омск: Изд-во ОмГУ, 2002. 207 с.
  7. Галич Г. Г. Когнитивные стратегии и языковые структуры. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2011. 232 с.
  8. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 17-33.
  9. Денисенко В. Н., Чеботарева Е. Ю. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 258 с.
  10. Дридзе Т. М. Социально-психологические аспекты порождения и интерпретации текстов в деятельности речевого общения // Аспекты изучения текста: сбор. науч. трудов. М.: УДН, 1981. С. 129-136.
  11. Зубова И. И. Информационные технологии в лингвистике. Минск: Минский гос. лингвистический ун-т, 2001. 211 с.
  12. Кубрякова Е. С. Глаголы действия через их когнитивные характеристики // Логический анализ языка. Избранное. 1988-1995 / сост. и ответственный редактор Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2003. С. 439-446.
  13. Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 3-15.
  14. Кубрякова Е. С. (а) Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования / Ин-т языкознания РАН. М.: Знак, 2012. С. 13-35.
  15. Кубрякова Е. С. (б) О соотношении языка и действительности и связи этой проблемы с трактовкой понятия знания // Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования / Ин-т языкознания РАН. М.: Знак, 2012. С. 79-94.
  16. Курганова Н. И. Роль и место смыслового поля при моделировании структурных и операциональных параметров значения слова: автореф. дисс. … д. филол. н. Тверь, 2012. 46 с.
  17. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Языки славянской культуры, 2004. 792 c.
  18. Лангакер Р. У. Когнитивная грамматика. М.: Наука, 1992. 56 с.
  19. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
  20. Марчук Ю. Н. Модели перевода: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 176 с.
  21. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ «Восток-Запад», 2007. 226 с.
  22. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика: учеб. пособие. М.: КомКнига, 2005. 368 с.
  23. Рахилина Е. В. Когнитивная семантика: история, персоналии, идеи, результаты // Семиотика и информатика. М.: ВИНИТИ, 1998. Вып. 36. С. 274-323.
  24. Рябцева Н. К. Язык и естественный интеллект. М.: РАН. Ин-т языкознания; Академия, 2005. 640 с.
  25. Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику: курс лекций. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 184 с.
  26. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1988. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. С. 52-92.
  27. Фрумкина Р. М., Звонкин А. К., Ларичев О. И., Касевич В. Б. Представление знаний как проблема // Вопросы языкознания. 1990. № 6. С. 85-101.
  28. Ченки А. Семантика в когнитивной лингвистике // Фундаментальные направления современной американской лингвистики: сб. обзор. М.: МГУ, 1997. С. 340-369.
  29. Jackendoff R. S. Semantics and Cognition. Cambridge - MA: MIT Press, 1983. 283 p.
  30. Minsky M. L. A Framework for Representing Knowledge // The Psychology of Computer Vision / ed. P. H. Winston. N. Y., 1977. P. 211-277.
  31. Rosch E. Cognition and Categorization // Lawrence Erlbaum Associates. Publishers. Hillsdale. New Jersey, 1978. P. 27-50.
  32. Talmy L. The Relation of Grammar to Cognition // Topics in Cognitive Linguistics / ed. B. Rudska-Ostin. Amsterdam, 1988. P. 165-205.

Информация об авторах

Шнякина Наталья Юрьевна

Омский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 ноября 2015.

Ключевые слова

  • моделирование познавательных процессов
  • текстовое знание
  • языковое знание
  • психолингвистика
  • искусственный интеллект
  • cognitive modeling
  • textual knowledge
  • linguistic knowledge
  • psycholinguistics
  • artificial intellect

Copyright

© 2015 Автор(ы)
© 2015 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)