• Научная статья
  • 30 ноября 2015
  • Открытый доступ

ОБРАЗ ПАДШЕЙ ЖЕНЩИНЫ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Аннотация

В статье рассматривается образ падшей женщины в раннем творчестве Ф. М. Достоевского; изучается генезис и эволюция данного образа, выстраивается его типология. Прослеживается несколько традиций, в русле которых формируется указанный образ: 1) сентиментальная; 2) фольклорная; 3) водевильно-фельетонная. При этом амплитуда авторской репрезентации падшей женщины чрезвычайно широка, этот образ может быть как трагическим, так и комическим, в зависимости от доминирующей в данном случае традиции.

Источники

  1. Анненский И. Ф. Изнанка поэзии. Символы красоты у русских писателей [Электронный ресурс] // Анненский И. Ф. Избранные произведения. Л.: Художественная литература, 1988. URL: http://az.lib.ru/a/annenskij_i_f/text_0340.shtml (дата обращения: 01.10.2015).
  2. Баршт К. А. «Бедные люди» Ф. М. Достоевского в литературном и историко-культурном контексте // Достоевский: материалы и исследования. СПб., 2010. Т. 19. С. 259-281.
  3. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. СПб., 1883. Т. 1. Биография, письма и заметки из записной книжки. С портретом Ф. М. Достоевского и приложениями. 332 c.
  4. Виноградов В. В. Школа сентиментального натурализма: роман Достоевского «Бедные люди» на фоне литературной эволюции 40-х годов // Виноградов В. В. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976. С. 141-187.
  5. Гроссман Л. П. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1962. 544 с.
  6. Двойнишникова Т. Ф. Восприятие образа Вареньки Доброселовой («Бедные люди» Ф. М. Достоевского) в отечественном и англоязычном литературоведении [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/metodsovet09/konferencia-pps-20-01-10/sekcia-2/dvojnisnikova-t-f (дата обращения: 26.09.2015).
  7. Дилакторская О. Г. Петербургская повесть Достоевского. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. 348 с.
  8. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Л.: Наука, 1972-1990. Т. 1. 520 с.
  9. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Л.: Наука, 1972-1990. Т. 2. 525 с.
  10. Климова М. Н. Миф о колдуне и очарованной красавице в русской литературе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 8. С. 60-66.
  11. Кравчук И. А. «Неточка Незванова» и «Маленький герой» Ф. М. Достоевского как две грани одного замысла [Электронный ресурс]. URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2012/1888/17954_b22b.doc (дата обращения: 26.09.15).
  12. Мельникова Н. Н. Архетип грешницы в русской литературе конца XIX - начала XX века: дисс. … к. филол. н. М., 2011. 452 с.
  13. Мельникова Н. Н. Феномен «падшей женщины» как проблема сравнительного литературоведения (к постановке вопроса) // Литературная учеба. М., 2010. № 6. С. 114-123.
  14. Нечаева В. С. Ранний Достоевский 1821-1849. М.: Наука, 1979. 287 с.
  15. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-XX вв.). М.: Дрофа, 2005. 828 с.
  16. Цейтлин А. Повести о бедном чиновнике Достоевского. М., 1923. 66 с.
  17. Matich O. A Typology of Fallen Women in Nineteenth-Century Russian Literature // American Contributions to the Ninth International Congress of Slavists (Kiev, 1983) / еd. by P. Debreczeny. Columbus: Slavica, 1983. Vol. 2. Literature, Poetics, History. P. 325-343.

Информация об авторах

Зимина Наталья Юрьевна

Псковский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 30 ноября 2015.

Ключевые слова

  • Достоевский
  • раннее творчество
  • падшие женщины
  • грешницы
  • типология
  • литературная традиция
  • Dostoyevsky
  • early creativity
  • fallen women
  • sinners
  • typology
  • literary tradition

Copyright

© 2015 Автор(ы)
© 2015 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)