• Научная статья
  • 1 января 2016
  • Открытый доступ

«ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ» ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ ЭССЕ ДЖ. БАРНСА «НЕЧЕГО БОЯТЬСЯ»

Аннотация

В статье рассматривается неявная интертекстуальная связь отрывка автобиографического эссе Дж. Барнса «Нечего бояться» и библейского мифа о грехопадении человека. Исследование строится на выявлении интертекстуальной «аномалии», то есть такого интертекстуального элемента текста, который не может получить достаточно весомой мотивировки из логики повествования, и построении на её основе интертекстуальной «геральдической конструкции», разработанной М. Б. Ямпольским применительно к феномену интертекстуальности в киноискусстве ХХ века. Использование данной конструкции в анализе художественного текста позволяет объяснить употребление автором «аномальной цитаты» путем сопоставления по-разному закодированных текстовых фрагментов, несущих сходное сообщение, и расширить область его интерпретации за счёт привлечения текстов других авторов.

Источники

  1. Барнс Дж. Метроленд. М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2011. 304 с.
  2. Барнс Дж. Нечего бояться. М.: Эксмо, 2012. 336 с.
  3. Блейк У. Избранные стихи: сборник. М.: Прогресс, 1982. 558 с.
  4. Джумайло О. А. Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг.: дисс. … к. филол. н. Ростов н/Д, 2012. 395 с.
  5. Затонский Д. В. Модернизм и постмодернизм: мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. М.: АСТ, 2000. 256 с.
  6. Ковалева К. Л. Истоки теории интертекстуальности // Вестник Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. 2012. № 4 (48). С. 33-36.
  7. Лебедева О. В. Природа и характер виртуальной реальности в новелле Дж. Барнса «Gnosienne» // Вестник СамГУ. 2013. № 8/1 (109). С. 155-159.
  8. Мильтон Дж. Потерянный и Возвращенный Рай. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2013. 416 с.
  9. Морозкина Е. А., Насанбаева Э. Р. Смысловая интерпретация художественного текста в герменевтической модели перевода // Вестник БашГУ. 2013. Т. 18. № 1. С. 86-88.
  10. Морозкина Е. А., Харькова Ю. В. Интертекстуальность как компонент картины мира в романе Дж. Барнса «Дикобраз» // Вестник БашГУ. 2015. Т. 20. № 2. С. 533-536.
  11. Романова А. Суд над «Дикобразом». Круглый стол. Феномен Дж. Барнса // Иностранная литература. 2002. № 7. С. 27-32.
  12. Смирнов-Садовский Д. Комментарий к У. Блейку: Срамные стихи У. Блейка [Электронный ресурс]: статья. URL: http://wikilivres.ru/Комментарий_к_Блейку/Срамные_стихи_Уильяма_Блейка (дата обращения: 04.10.2015).
  13. Соловьева М. Б. Интертекстуальность как приём интерпретации // Вестник ТвГУ. 2008. № 27 (87). С. 129-133.
  14. Солодилова И. А. Интертекстуальность и авторская оценка в художественном тексте // Вестник ОГУ. 2012. № 11 (147). С. 127-133.
  15. Фильчук Т. Ф. Категория интертекстуальности в её лингвофилософской природе и дискурсивных проявлениях // Вестник Харьковского национального университета. 2011. Вып. 61. С. 26-32.
  16. Хохлова Е. В. Проблема верифицируемости воспоминаний в автобиографической книге Дж. Барнса «Нечего бояться» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 1 (2). С. 387-392.
  17. Хьюитт К. Современный английский роман в контексте культуры. Комментарий как форма преподавания // Вопросы литературы. 2007. № 5. С. 46-72.
  18. Ямпольский М. Б. Память Тиресия. М.: РИК «Культура», 1993. 437 с.
  19. Barnes J. Nothing to be Brightened of. London: Random House Group Limited, 2008. 256 p.
  20. Bradford R. J. Barnes’s “England, England” and Englishness // Barnes J. Contemporary Critical Perspectives. London: Continuum International Publishing Group, 2011. P. 103-117.
  21. Childs P. Matters of Life and Death: the Short Stories of J. Barnes // Barnes J. Contemporary Critical Perspectives. London: Continuum International Publishing Group, 2011. P. 92-103.
  22. Conversations with Julian Barnes / ed. by V. Guignery and R. Roberts. The USA: The University Press of Mississippi, 2009. 212 p.
  23. Guignery V. The Fiction of Julian Barnes. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2006. 168 p.
  24. Moseley M. Crossing the Channel: Europe and the Three Uses of France in J. Barnes’s “Talking it Over” // Barnes J. Contemporary Critical Perspectives. London: Continuum International Publishing Group, 2011. P. 69-81.
  25. Roberts R. Inventing a Way to the Truth: Life and Fiction in J. Barnes’s “Flaubert’s Parrot” // Barnes J. Contemporary Critical Perspectives. London: Continuum International Publishing Group, 2011. P. 24-37.
  26. Taunton M. The Flâneur and the Freeholder: Paris and London in J. Barnes’s “Metroland” // Barnes J. Contemporary Critical Perspectives. London: Continuum International Publishing Group, 2011. P. 11-24.

Информация об авторах

Харькова Юлия Владимировна

Башкирский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 января 2016.

Ключевые слова

  • интертекстуальность
  • интертекстуальная связь
  • «аномалия»
  • «геральдическая конструкция»
  • цитата
  • Дж. Барнс
  • intertextuality
  • intertextual relation
  • “anomaly”
  • “heraldic construction”
  • quotation
  • J. Barnes

Copyright

© 2016 Автор(ы)
© 2016 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)