• Научная статья
  • 1 февраля 2016
  • Открытый доступ

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Аннотация

В статье прослеживается история изучения детской речи - речи детей дошкольного и младшего школьного возраста - в России и Германии. Автором описываются различные подходы и современные направления исследования этого феномена. В статье подчеркиваются необходимость рассмотрения детской речи как особого лингвистического явления, необходимость определения особенностей элементов и категорий детской речи.

Источники

  1. Амзаракова И. П. Языковой мир немецкого ребенка младшего школьного возраста: дисс. … д. филол. н. М., 2005. 495 с.
  2. Богородицкий В. А. Лекции по общему языкознанию. Казань, 1915. 255 с.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 471 с.
  5. Львов М. Р. Основы теории речи. М.: Академия, 2000. 248 с.
  6. Петренко Д. И. Лингвистический витализм К. И. Чуковского / под ред. К. Э. Штайн. Ставрополь: Изд-во СГУб, 2011. 482 с.
  7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Тверь: Римис, 2008. 448 с.
  8. Сахарный JI. B. Тексты-примитивы и закономерности их порождения // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи / отв. ред. Е. Р. Кубрякова. М.: Наука, 1991. С. 221-237.
  9. Харченко В. К., Озерова Е. Т. Сложные слова в детской речи. Белгород: Изд-во Белгородского гос. ун-та, 1999. 159 с.
  10. Цейтлин С. Н. Направления и аспекты изучения детской речи // Детская речь как предмет лингвистического исследования. СПб.: Наука, 2004. С. 119-122.
  11. Чуковский К. И. От двух до пяти: книга для родителей. М.: Педагогика, 1990. 384 с.
  12. Якобсон Р. О. Лингвистика в ее отношении к другим наукам // Якобсон Р. О. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С. 369-420.
  13. Hanning Ch. Zur Syntax der gesprochenen und geschriebenen Sprache bei Kindern in der Grundschule. Regensburg: Scriptor Verlag, 1974. 277 S.
  14. Kegel G. Sprache und Sprechen des Kindes. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1987. 195 S.
  15. Klann-Delius G. Spracherwerb. Stuttgart - Weimar: Metzler, 2008. 216 S.
  16. Leopold W. Bibliography of Child Language. Evanston, Illinois, 1952. 297 р.
  17. Rickheit G. Zur Entwicklung der Syntax im Grundschulalter. Düsseldorf: Pädagogischer Verlag Schwan, 1974. 291 S.
  18. Shahar S. Kindheit im Mittelalter. Hamburg: Reinbeck, 1993. 390 S.
  19. Steinsträter Ch. Zur kindlichen Sprechandlungsfähigkeit. Frankfurt-am- Main: Peter Lang Verlag, 1990. 231 S.
  20. Wagner K. R. Die Sprechsprache des Kindes. Düsseldorf: Schwann, 1974. 395 S.
  21. Wagner K. R. Modelle der Sprachanalyse und ihr diagnostischer Wert zur Bestimmung von schichtspezifischem Sprachgebrauch. Braunschweig: Vieweg, 1971. 172 S.
  22. Wortschatz-Erwerb. Herausgegeben von Klaus R. Wagner. Bern - Frankfurt-am-Main: Lang, 1987. 341 S.

Информация об авторах

Лебеденко Галина Александровна

Пятигорский государственный лингвистический университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 февраля 2016.

Ключевые слова

  • детская речь
  • периодизация
  • овладение речью
  • метод детских языковых биографий
  • социолингвистический подход
  • психолингвистический подход
  • children’s speech
  • periodization
  • acquiring speech
  • method of children’s linguistic biographies
  • sociolinguistic approach
  • psycholinguistic approach

Copyright

© 2016 Автор(ы)
© 2016 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)