• Научная статья
  • 1 апреля 2016
  • Открытый доступ

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТАХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЙ

Аннотация

Статья посвящена анализу и сопоставлению целей обучения иностранным языкам в школе, которые заданы в государственных стандартах школьного образования первого и второго поколений. Выявлены изменения, произошедшие в системе целей. Общим для двух стандартов остаются ориентация на формирование коммуникативной компетенции, уровневый подход и комплексность реализации целей обучения иностранному языку. В стандарте второго поколения наблюдается совершенствование целевых установок.

Источники

  1. Бим И. Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе. 2004. № 6. С. 8-14.
  2. Бим И. Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса // Иностранные языки в школе. 2002. № 1. С. 43-52.
  3. Бим И. Л., Миролюбов А. А. К проблеме уровня обученности иностранным языкам выпускников полной средней школы // Иностранные языки в школе. 1998. № 4. С. 3-10.
  4. Борзова Л. В. Новый федеральный государственный стандарт общего образования и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2013. № 7. С. 10-17.
  5. Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержание обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 1. С. 3-8.
  6. Гальскова Н. Д. Цель обучения иностранным языкам в новейший период развития методики как науки // Иностранные языки в школе. 2013. № 2. С. 15-17.
  7. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
  8. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/745/приказ%20Об%20утверждении%20373.rtf (дата обращения: 15.01.2016).
  9. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: приказ от 17 мая 2012 г. № 413, зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 № 24480. URL: http://school20.tgl.ru/sp/pic/File/2014/iyun/prikaz_MON_Ob_utverjdenii_federalnogo_ gosudarstvennogo_obrazovatelnogo_standarta_srednego_polnogo_obshego_obrazovaniya.pdf (дата обращения: 18.01.2016).
  10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г. № 19644. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/172049 (дата обращения: 16.01.2016).
  11. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы; перевод выполнен на кафедре стилистики английского языка МГЛУ под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. М.: Изд-во МГЛУ, 2003. 247 с.
  12. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // Иностранные языки в школе. 2000. № 6. С. 29-33.
  13. Пассов Е. И., Пахомова Н. Ю. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Аркти, 2005. 112 с.
  14. Соловцова Э. И. Федеральный государственный образовательный стандарт - ориентир современного школьного образования // Иностранные языки в школе. 2012. № 11. С. 2-7.
  15. Теория и методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост.: А. В. Большакова и др.; под общ. ред. Н. В. Языковой. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008. Ч. 1. 288 с.
  16. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Минобрнауки России. М., 2004. Ч. 1. Начальное общее образование. Основное общее образование. 221 с.
  17. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Минобрнауки России. М., 2004. Ч. 2. Среднее (полное) общее образование. 226 с.
  18. Языкова Н. В. Иностранные языки: теория и методика обучения: учеб. пособие. Изд-е 2-е, дораб. М.: Изд-во МГПУ, 2010. 240 с.

Информация об авторах

Бурцева Эльвира Витальевна

Бурятский государственный университет

Овчинникова Марина Федоровна

Бурятский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 апреля 2016.

Ключевые слова

  • образовательные стандарты
  • цели обучения иностранным языкам
  • формирование коммуникативной компетенции
  • межкультурная коммуникация
  • уровневый подход
  • комплексный подход
  • универсальные учебные действия
  • результаты обучения
  • educational standards
  • purposes of foreign language teaching
  • communicative competence formation
  • intercultural communication
  • multi-level approach
  • comprehensive approach
  • universal educational activities
  • outcomes of education

Copyright

© 2016 Автор(ы)
© 2016 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)