• Научная статья
  • 1 октября 2016
  • Открытый доступ

ТАТАРСКО-РУССКОЕ ДВУЯЗЫЧИЕ: ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ

Аннотация

В статье представлен краткий обзор основных характеристик феномена «двуязычие». Целью статьи являются выяснение интерферирующего влияния родного языка при обучении татарскому языку как неродному и определение механизмов его преодоления. Усвоение неродного языка тесно связано с интерференцией, которая проявляется на разных уровнях языка, чаще всего в фонетике и в виде акцента - в говорении. В статье анализируются наиболее типичные интерферентные ошибки русскоязычных учащихся, встречающиеся в устной и письменной речи.

Источники

  1. Гафарова В. Р., Шакурова М. М. К вопросу об истории развития некоторых глаголообразующих аффиксов в татарском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (58): в 3-х ч. Ч. 1. С. 73-75.
  2. Государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://prav.tatar.ru/ rus/file/pub/pub_203458_enc_29666.doc (дата обращения: 01.04.2016).
  3. Курбангалеев М. Х., Газизов Р. С. Грамматика татарского языка в сравнении с грамматикой русского языка. Казань: Татгосиздат, 1924. 106 с.
  4. Мирзагитов Р. Х. Татарское лингвистическое образование: истоки и перспективы развития // Филология и культура. 2012. № 3 (29). С. 65-69.
  5. Татарская грамматика: в 3-х т. / Н. Б. Бурганова, З. М. Валиуллина, Ф. А. Ганиев и др. Казань: Таткнигоиздат, 1993. Т. 2. Морфология. 397 с.
  6. Харисов Ф. Ф., Харисова Ч. М. Сопоставительно-типологическая характеристика сегментных единиц татарского и русского языков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3: в 2-х ч. Ч. 2. С. 103-105.
  7. Шакурова М. М. К проблеме лингвистических основ учебников татарского языка XX в. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21053 (дата обращения: 22.01.2016).
  8. Шакурова М. М. Лингвистический анализ фольклорного текста (на материале сказок и баитов) // Филология и культура. 2014. № 4 (38). С. 216-220.
  9. Юсупова З. Ф. Учет особенностей родного языка учащихся при обучении русскому языку как неродному (на материале именных частей речи) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 5 (35): в 2-х ч. Ч. 1. С. 215-217.
  10. Husnutdinov D. H., Yusupova Z. F., Shakurova M. M., Yusupov A. F., Mirzagitov R. H. Practical aspect of comparative research on the material of the Russian and Tatar Languages: XIX-XXI centuries // Journal of Language and Literature. 2016. Vol. 7. № 2. P. 191-194.
  11. Shakurova M. M., Mirzagitov R. H. Linguistic analysis of Tatar language textbooks for non-Russian students // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. Issue 10. P. 674-677.

Финансирование

Публикация осуществлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного проекта № 16-14-16017.

Информация об авторах

Шакурова Муслима Магесумовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 октября 2016.

Ключевые слова

  • билингвизм
  • татарско-русское двуязычие
  • русско-татарское двуязычие
  • интерференция
  • обучение неродному языку
  • bilingualism
  • Tatar-Russian bilingualism
  • Russian-Tatar bilingualism
  • interference
  • teaching nonnative language

Copyright

© 2016 Автор(ы)
© 2016 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)