• Научная статья
  • 1 октября 2016
  • Открытый доступ

ПОНЯТИЕ «БЛАГОРОДСТВО»: СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ В СОЗНАНИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В настоящей статье осуществляется анализ нравственного понятия «благородство» и составляются его семантико-синонимическое и ассоциативное поля. Для этого проводится анкетирование среди подростков по разработанному алгоритму, где им предлагается ответить на ряд вопросов. В семантико-синонимическом и ассоциативном полях выделяются приоритетная, средняя и периферийная позиции. По результатам проведенного анализа мы выявляем модель структурированности данного понятия, что необходимо для дальнейшей работы по выявлению структурированности нравственных понятий в корреляции с мотивами поведения.

Источники

  1. Благородство [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/431916 (дата обращения: 10.06.2016).
  2. Благородство [Электронный ресурс] // Идеографический словарь русского языка. URL: http://ideographic.academic.ru/ 4690/благородство (дата обращения: 10.06.2016).
  3. Благородство [Электронный ресурс] // Словарь синонимов. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/ 9758/благородство (дата обращения: 10.06.2016).
  4. Благородство [Электронный ресурс] // Словарь-тезаурус синонимов русской речи. URL: http://syn_tesaurus. academic.ru/160/благородство (дата обращения: 10.06.2016).
  5. Благородство [Электронный ресурс] // Толковый словарь Ожегова. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/12786 (дата обращения: 10.06.2016).
  6. Колодина Н. И. Когнитивная модель понятия «благородство» // Известия Сочинского государственного университета. 2014. № 1 (29). С. 181-185.
  7. Колодина Н. И. Методика определения уровня осознанности понятия и уровня нравственной компетентности (на материале анкетирования слабослышащих и слышащих подростков по понятию «уважение») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 10 (64). Ч. 1. С. 87-92.
  8. Колодина Н. И. Структурированность понятия «честность» во фрейме «поступать честно» в сознании слабослышащих и слышащих подростков [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 5. С. 146-166. URL: ftp://ftp.cspu.ru/upload/archiv-vestnik/2016/2016_5.pdf (дата обращения: 10.09.2016).
  9. Колодина Н. И., Лябина О. Г. Связь единиц семантико-синонимического и ассоциативного полей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 10 (64). Ч. 3. С. 99-106.
  10. Кузина А. С. Развитие нравственной сферы личности старших дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/430/1102 (дата обращения: 10.06.2016).
  11. Овчарова Р. В. Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-razvitie-lichnosti-ot-detstva-k-otrochestvu (дата обращения: 10.06.2016).

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-04-00057.

Информация об авторах

Лябина Олеся Геннадиевна

г. Тамбов

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 октября 2016.

Ключевые слова

  • благородство
  • нравственное понятие
  • модель структурированности нравственного понятия «благородство»
  • семантико-синонимическое поле понятия «благородство»
  • ассоциативное поле понятия «благородство»
  • nobility
  • ethical conception
  • structuredness model of the ethical conception “nobility”
  • semantic-synonymic field of the conception “nobility”
  • associative field of the conception “nobility”

Copyright

© 2016 Автор(ы)
© 2016 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)