• Научная статья
  • 1 ноября 2016
  • Открытый доступ

МИФОЛОГИЧНОСТЬ ОБРАЗОВ В ОЛОНХО Г. В. ДУЯКОВА «БОГАТЫРКА КЫЫС ДЖУУРАЯ»

Аннотация

В статье рассматривается мифологичность образов в вилюйской локальной традиции - олонхо Г. В. Дуякова «Богатырка Кыыс Джуурая». Олонхо как архаический эпос заключает в себе сильное мифологическое начало, что отразилось в характере и функциях героев, появлении мифологических персонажей. Противопоставление богатырей племен айыы и абаасы показывает борьбу сил добра и зла. Образы божеств и духов в эпосе несколько утратили свою активность. В олонхо Г. В. Дуякова отсутствуют многие мифологические персонажи, характерные для центральной эпической традиции. Также обнаружено влияние русской (христианской, фольклорной) культуры.

Источники

  1. Габышева Л. Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира (на материале языка и культуры якутов): автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2003. 44 с.
  2. Данилова А. Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо. Новосибирск: Наука, 2014. 166 с.
  3. Данилова А. Н., Павлова Н. В. Мотив оживления героя в якутских волшебных сказках и олонхо // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2012. № 8. С. 216-226.
  4. Дуяков Г. В. Кыыс Дьуурайа бухатыыр / сост. А. А. Кузьмина. Якутск: Бичик, 2011. 250 с. (Серия «Саха боотурдара»)
  5. Емельянов Н. В. Мифологические божества в олонхо «Потомки Юрюнг Аар Тойон» и «Баай барыылаах - дух хозяин черного леса» // Мифология народов Якутии. Якутск: Кн. изд-во, 1980. С. 17-20.
  6. Кузьмина А. А. Мифологические образы в олонхо нюрбинских сказителей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (54). Ч. 2. С. 108-110.
  7. Кузьмина А. А. Мотив сотворения мира в самозаписи олонхо Г. С. Семенова «Богатырь Уол Туйгун» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (54). Ч. 3. С. 110-112.
  8. Кузьмина А. А. Образ абааhы в якутском героическом эпосе олонхо // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 7 (61). Ч. 3. С. 28-30.
  9. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы: монография. Новосибирск: Наука, 2014. 160 с.
  10. Макаров С. С. Мифологические мотивы в олонхо П. А. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3 (21). Ч. I. С. 108-111.
  11. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 2006. 408 с.
  12. Оросина Н. А. Образы удаганок в якутском героическом эпосе (по материалам олонхо таттинской локальной традиции) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований. Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, 2014. № 4. С. 160-164.

Информация об авторах

Кузьмина Айталина Ахметовна

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 ноября 2016.

Ключевые слова

  • фольклор
  • эпос
  • олонхо
  • мифологичность
  • образы
  • вилюйская локальная традиция
  • folklore
  • epos
  • olonkho
  • mythological nature
  • images
  • Vilyuiskaya local tradition

Copyright

© 2016 Автор(ы)
© 2016 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)