• Научная статья
  • 1 ноября 2016
  • Открытый доступ

К ВОПРОСУ О ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы поликультурного образования студентов высшей школы в рамках изучения иностранных языков. Анализируются публикации отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования. Раскрывается сущность поликультурной компетентности студентов вуза. Обобщается опыт осуществления поликультурного образования на занятиях по иностранному языку в Елабужском институте (филиале) Казанского (Приволжского) федерального университета, а также разработки факультативного спецкурса «Многокультурная планета».

Источники

  1. Агрант Ю. В. Педагогическое обеспечение развития поликультурной направленности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 14. № 43-2. С. 15-20.
  2. Богданова А. А. Вопрос о поликультурном образовании в отечественной и зарубежной педагогике // Образование и культура. 2009. № 1. С. 71-76.
  3. Вавилова В. О. Развитие поликультурности студента на основе персонифицированного обучения // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 2 (45). С. 86-92.
  4. Выгодчикова Н. Н. Использование учебника в поликультурном образовании студентов при обучении иностранному языку (на примере английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 10 (52): в 2-х ч. Ч. 1. С. 51-54.
  5. Выгодчикова Н. Н., Зорина А. В. Углубление поликультурной направленности на занятиях по иностранному языку в вузе // Научный диалог. 2016. № 7 (55). С. 253-264.
  6. Гиниятуллина Э. Х. Применение коммуникативного подхода при развитии поликультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 2. С. 52-60.
  7. Данилова Л. Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов: автореф. дисс. … к. пед. н. Оренбург, 2007. 23 с.
  8. Елисеева А. П., Фефелова Г. А. Поликультурная направленность образования // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (г. Махачкала, 28 дек. 2013 г.). Махачкала, 2013. С. 133-136.
  9. Зорина А. В. Поликультурное образование студентов неязыковых факультетов на факультативных занятиях по иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 10 (52): в 2-х ч. Ч. 1. С. 76-79.
  10. Зорина А. В. Технология личностно-ориентированного взаимодействия в формировании толерантности у студентов на занятиях по иностранному языку в поликультурном вузе // Педагогика и психология. Теория и практика. 2016. № 2 (4). С. 37-39.
  11. Зорина А. В. Формирование поликультурной направленности студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам // Исследование различных направлений педагогики и психологии: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Тюмень, 10 авг. 2016 г.). Уфа: Аэтерна, 2016. С. 51-56.
  12. Зорина А. В. Языковое поликультурное образование на факультативных занятиях по иностранному языку в вузе // В мире научных открытий. 2015. № 11 (71). С. 87-96.
  13. Китайгородская Г. А. Гуманизация и гуманитаризация системы образования - социальная проблема // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2008. № 3. С. 3-11.
  14. Лешер О. В., Сафиуллина Л. М. О поликультурной направленности образования студентов вуза в процессе изучения иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 11. С. 76-83.
  15. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование - актуальные проблемы современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 3-10.
  16. Минибаева Г. Б. Модель формирования поликультурной компетентности будущих учителей-гуманитариев и ее апробация в учебном процессе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2 (5). С. 1174-1177.
  17. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». М.: Просвещение, 2000. 167 с.
  18. Скрипкина Т. П. Поликультурное образование - альтернатива культуре насилия, агрессии и нетерпимости // Вестник Университета Российской академии образования. 2014. № 3 (71). С. 8-15.
  19. Щеглова Е. М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов (на примере курсантов академии МВД): автореф. дисс. … к. пед. н. Омск, 2005. 23 с.
  20. Banks J. A. Cultural Diversity and Education: foundations, curriculum and teaching. Boston: Pearson; Allyn & Bacon, 2001. 342 p.
  21. Pomerin G. Migrantenliteratur und ihre Bedeutung für die interkulturelle Erziehung // Zielsprache Deutsch. 1984. Heft 3. S. 41-49.
  22. Thomas A. Interkulturelles Lernen im Schüleraustausch - Abschlußbericht über eine Beobachtungsstudie // Interkulturelles Lernen im Schüleraustausch. SSIP-Bulletin, 58. Breitenbach, Saarbrücken, 1988. P. 15-76.

Информация об авторах

Зорина Анна Викторовна

Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 ноября 2016.

Ключевые слова

  • поликультурное образование
  • поликультурная направленность
  • поликультурная компетентность
  • поликультурная личность
  • обучение иностранному языку
  • студенты высшей школы
  • multicultural education
  • multicultural orientation
  • multicultural competence
  • multicultural personality
  • foreign language teaching
  • higher school students

Copyright

© 2016 Автор(ы)
© 2016 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)