• Научная статья
  • 1 декабря 2016
  • Открытый доступ

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В НАЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УЧЕБНИКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье рассматривается проблема реализации лингвокультурологического подхода в учебниках русского языка как неродного, разработанных в Республике Татарстан за последние 20 лет. Выявлено, что в них, в отличие от многих других учебников русского языка, заложен тематический принцип подачи дидактического материала. К каждому разделу предложены темы, которые в дальнейшем отражаются в дидактических материалах к упражнениям. Это во многом способствует подбору текстов с культурологической информацией. Предлагается использовать тексты, отражающие быт, традиции, праздники русского народа, а также народов, проживающих в Российской Федерации. При этом важно обратить внимание на систему вопросов и заданий, словарную работу, исторический и культурологический комментарий к используемому материалу.

Источники

  1. Андрамонова Н. А., Умарова Л. Д. Русский язык: учебник для 9 кл. татар. ср. общеобр. шк. Казань: Магариф, 2008. 183 с.
  2. Ахмадуллина Ф. Ю., Хайрутдинова Г. А., Закирова Р. Ю. Русский язык: учебник для 6 кл. татар. ср. общеобр. шк. / под ред. Ф. Ю. Ахмадуллиной. 4-е изд., перераб. Казань: Магариф, 2006. 303 с.
  3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Индрик, 2005. 1038 с.
  4. Воробьев В. В., Саяхова Л. Г. Русский язык в диалоге культур: учеб. пособие. М.: Ладомир, 2006. 299 с.
  5. Донская Т. К. «И мы сохраним тебя, русская речь…»: сб. избр. ст. СПб.: Сударыня, 2009. 142 с.
  6. Левушкина О. Н. Лингвокультурологические характеристики текста в школьном обучении русскому языку (теория и практика): дисс. … д. пед. н. М., 2014. 543 с.
  7. Новикова Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка в аспекте регионализации образования: монография. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. 299 с.
  8. Русский язык: учебник для 7 кл. татар. ср. общеобр. шк. / Г. Х. Ахбарова, Ф. С. Камалова, Т. О. Скиргайло и др.; под ред. Н. Н. Фаттаховой. Казань: Магариф, 2007. 231 с.
  9. Русский язык: учебник для 8 кл. татар. ср. общеобр. шк. / Н. А. Андрамонова, Г. К. Хамзина, Н. Н. Фаттахова и др. Казань: Магариф, 2007. 223 с.
  10. Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур. М.: Слово, 2008. 344 с.
  11. Ходякова Л. А. Методика интерпретации текста как феномена культуры // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 2. С. 76-81.
  12. Шакирова Л. З. Русский язык: учебник для 5 кл. татар. ср. общеобр. шк. 5-е изд., перераб. Казань: Магариф, 2009. 271 с.
  13. Шакирова Л. З., Андрамонова Н. А. Этнокультурный компонент в учебно-методической литературе по русскому языку как неродному // Известия Академии педагогических и социальных наук. М. - Воронеж, 2003. Вып. 7. С. 223-228.
  14. Юсупова З. Ф. К вопросу о совершенствовании теоретических основ обучения русскому языку как неродному (на материале изучения морфологии) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 10 (64): в 3-х ч. Ч. 1. С. 216-218.

Информация об авторах

Юсупова Зульфия Фирдинатовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 декабря 2016.

Ключевые слова

  • русский язык как неродной
  • учащиеся-татары
  • лингвокультурологический подход
  • учебник
  • тематический принцип
  • Russian as a foreign language
  • Tatar students
  • linguo-cultural approach
  • textbook
  • thematic principle

Copyright

© 2016 Автор(ы)
© 2016 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)