• Научная статья
  • 1 марта 2017
  • Открытый доступ

ХАРАКТЕРНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИРЕКТИВНЫХ РЕЧЕВЫХ АКТОВ (НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ)

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению русскоязычных рекламных текстов с точки зрения теории речевых актов (Дж. Сёрль), а именно такого акта, как «директив». Он обладает структурно-грамматическими особенностями, обусловленными спецификой рекламного текста, с одной стороны, и особенностями строя русского языка - с другой. Выявление этих особенностей и есть цель данной публикации. В результате проведенного анализа установлено, что наибольшую частотность имеет сказуемое в форме повелительного наклонения, в то время как инфинитив, безличные предложения, этикетные формы вежливости и т.д. представлены более фрагментарно.

Источники

  1. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. М.: Агар, 2000. 416 с.
  2. Воейкова А. А. Промисив как коммуникативный тип предложения в русском и американском рекламном тексте // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2013. Вып. 83. № 29 (320). С. 13-16.
  3. Воейкова А. А. Структурно-функциональные особенности вопросительных предложений (на примере текстов русской рекламы) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. Вып. 6 (159). С. 113-117.
  4. Воейкова А. А. Структурные особенности квеситивных конструкций (на примере англоязычных рекламных текстов) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. Вып. 4 (145). С. 49-53.
  5. Вокруг света. 2014. № 4, 6, 10.
  6. Вокруг света. 2015. № 3, 4, 6, 8, 9.
  7. Глазкова С. Н. Национально-культурная специфика русского директива: автореф. дисс. … д. филол. н. Екатеринбург, 2014. 48 с.
  8. Данилевская Н. В. Речевой механизм воздействия в рекламном слогане (на материале автомобильной рекламы) // Современные проблемы развития науки и технологий. 2015. № 5: в 4-х ч. Ч. 3. С. 21-27.
  9. За рулем. 2015. № 1, 4.
  10. Итоги. 2014. № 3.
  11. Итоги. 2015. № 3.
  12. Коммерсанть Власть. 2015. № 2.
  13. Кудрявцева Н. Б. Теория речевых актов как результат интеграции гуманитарных исследований // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2009. Вып. 553. С. 18-26.
  14. Лившиц Т. Н. Специфика рекламы в прагматическом и лингвистическом аспектах: дисс. … к. филол. н. Таганрог, 1999. 212 с.
  15. Мир ПК. 2014. № 12.
  16. Морис Ч. У. Основание теории знаков // Семиотика: сборник переводов / под ред. Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1982. С. 37-89.
  17. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000. 412 с.
  18. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации / отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. 148 с.
  19. Серль Дж. Р. Что такое речевой акт // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. Вып. 17. Теория речевых актов. С. 151-169.
  20. Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс): учебное пособие. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Флинта; Наука, 2006. 320 с.
  21. 7 дней. 2014. № 12, 33, 36, 61.
  22. 7 дней. 2015. № 36, 47.
  23. Cosmopolitan. 2014. № 2, 3, 4, 5.
  24. Forbes. 2015. № 3.
  25. Geo. 2014. № 3, 4.
  26. GQ. 2014. № 7, 11.

Информация об авторах

Воейкова Анна Андреевна

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (филиал) в г. Калуге

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 марта 2017.

Ключевые слова

  • прагмалингвистика
  • речевой акт
  • директив
  • рекламный текст
  • «ядро»
  • «периферия»
  • pragmalinguistics
  • speech act
  • directive
  • advertising text
  • “core”
  • “periphery”

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)