• Научная статья
  • 1 марта 2017
  • Открытый доступ

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ КАК МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА ВЫПУСКНИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье обсуждаются результаты наблюдения деятельности учителей русского языка и литературы по подготовке выпускников к итоговому сочинению как способу выражения индивидуальной картины мира. Рассмотрены характеристики индивидуальной картины мира выпускника. Выявлены ключевые универсальные категории и описаны когнитивные структуры, которые наиболее часто используются выпускником в тексте итогового сочинения.

Источники

  1. Апресян Ю. Д. Модель «Смысл ↔ Текст» на современном этапе: теория и приложения // Фонетика и нефонетика. К 70-летию Сандро В. Кодзасова. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 87-103.
  2. Белянин В. П., Шкуратова И. П. Диалоги о человеке говорящем и пишущем. СПб.: Речь, 2011. 244 с.
  3. Богин Г. И. Модель языковой личности и ее отношение к разновидностям текста: автореф. дисс. … д. пед. н. Л., 1984. 26 с.
  4. Букатникова С. Д. Понимание текста как проблема современной лингвистики и гуманитарного познания // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 799-803.
  5. Галиева М. Р. Религиозное сознание в языковой картине мира // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. Вып. 5. С. 36-46.
  6. Гершанова А. Ф. Концепты «рай» и «ад» в языковой картине мира В. В. Набокова (по роману «Дар»): дисс. … к. филол. н. Уфа, 2003. 226 с.
  7. Значение слова «время» [Электронный ресурс]. URL: http://www.efremova.info/word/vremja.html#.WInZ4lWLSUk (дата обращения: 25.01.2017).
  8. Значение слова «жизнь» [Электронный ресурс]. URL: http://www.efremova.info/word/zhizn.html#.WJhG9VOLQkI (дата обращения: 25.01.2017).
  9. Значение слова «путь» [Электронный ресурс]. URL: http://www.efremova.info/word/put.html#.WJhGbVOLQkI (дата обращения: 25.01.2017).
  10. Значение слова «революция» [Электронный ресурс]. URL: http://www.efremova.info/word/revoljutsija.html#. WJhF1VOLQkI (дата обращения: 25.01.2017).
  11. Значение слова «человек» [Электронный ресурс]. URL: http://www.efremova.info/word/chelovek.html#. WJhHWVOLQkI (дата обращения: 25.01.2017).
  12. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период). М.: Наука, 1965. 246 с.
  13. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 262 с.
  14. Касевич В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб.: Петербургское востоковедение, 1996. 288 с.
  15. Краснова Л. А. Отражение научного знания в содержании школьного образования // Педагогика. 2014. № 4. С. 20-23.
  16. Трунцева Т. Н. Гносеологическое моделирование картины мира при подготовке школьников к итоговому сочинению // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 1 (67). Ч. 2. С. 215-218.
  17. Трунцева Т. Н. Этапы и приемы подготовки к итоговому сочинению на уроках русского языка в старших классах // Русский язык в школе. 2016. № 11. С. 17-21.

Информация об авторах

Трунцева Татьяна Николаевна

Академия социального управления, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 марта 2017.

Ключевые слова

  • итоговое сочинение
  • картина мира выпускника
  • моделирование
  • концепт
  • интерпретация
  • когнитивная структура
  • категоризация
  • final composition
  • graduate’s worldview
  • modeling
  • concept
  • interpretation
  • cognitive structure
  • categorization

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)