• Научная статья
  • 1 апреля 2017
  • Открытый доступ

ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ОСМЫСЛЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОСТИЖЕНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ КОНЦЕПТА СОГЛАСИЕ/ÇУРАÇТАРУ/ЙАРАШ/ANLAŞMA В КАРТИНЕ МИРА ТЮРКСКОГО (ЧУВАШСКОГО, ТАТАРСКОГО, ТУРЕЦКОГО) ЭТНОСА

Аннотация

В статье поднимается проблема, как через систему представления концепта «согласие/çураçтару/йараш/ anlaşma» в дискурсах чувашского, татарского, тюркского этносов репрезентируются особенности их видения мира. Целью данной статьи является обозначение первого шага в плане заявленной проблемы. Авторы приходят к выводу о том, что культурные коды турецкого, татарского, чувашского этносов находятся в тесном взаимодействии друг с другом, что концептуализация отражает способ понимания и познания мира человеком и является инструментом выработки образно-эстетических представлений о мире и человеке, его назначении, ценностных ориентаций в соответствии с высшим общечеловеческим идеалом.

Источники

  1. Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка: в 17-ти т. Чебоксары: Руссика, 2000. Т. 11-12. 672 с.
  2. Баскаков А. Н. Турецко-русский словарь. М.: Изд-во «Русский язык», 1977. 967 с.
  3. Башкирско-русский словарь / под ред. К. З. Ахмерова. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. 804 с.
  4. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
  5. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. 280 с.
  6. Ермакова Г. А. Звуки земли и неба услышаны. Творчество А. Миттова как постижение метафизического // Вестник Чувашского государственного университета им. И. Я. Яковлева. 2015. № 3. С. 36-44.
  7. Ермакова Г. А. Картина мира через семиотику языковых единиц лирического произведения Я. Ухсая «Полюбил я, поля, вас» // Творчество Флора Васильева и вопросы языка, литературы, образования в глобализирующемся мире: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию удмуртского поэта Флора Ивановича Васильева. Глазов: Изд-во Глазовского гос. пед. ин-та им. В. Г. Короленко, 2014. С. 164-166.
  8. Ермакова Г. А. Надломлена древа жизни ветвь (поэма Н. Ижендея «Голос нерожденного ребенка» как пространство представления глубокой проблемы человечества) // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, религиозно-этнические: сб. науч. ст. Чебоксары: Изд-во Чув. гос. пед. университета им. И. Н. Яковлева, 2015. С. 54-57.
  9. Ермакова Г. А. Роль бинарных оппозиций в сборнике С. Азамат «Струят капели» // Вестник Чувашского университета. 2015. № 2. С. 145-151.
  10. Ермакова Г. А. Художественный мир Г. Н. Айги как репрезентация мировидения чувашского этноса // Художественная культура народов Волго-Камского полиэтнического региона в парадигме современности: сб. ст. Йошкар-Ола: Изд-во Марийского гос. ун-та, 2015. С. 83-87.
  11. Ефимов Г. Туслăх çăлтăрĕ. Шупашкар: Чăв кĕн. изд-ви, 1984. 288 с.
  12. Исанбəт Н. Татар теленең фразеологик сүзлеге. Ике томда. Казан: Тат. кит. Нəшрияты, 1989. Т. I. 495 б.
  13. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
  14. Колесов В. В. Язык и ментальность. СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. 237 с.
  15. Копыленко М. М., Попова З. Д. Очерки по общей фразеологии. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. 190 с.
  16. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия Академии наук СССР. Серия «Литература и язык». 1993 Т. 52. № 1. С. 3-9.
  17. Пименова М. В. Коды культуры и принципы концептуализации мира // Studia linguistica cognitive. М.: Гнозис, 2006. Вып. 1. Язык и познание: методологические проблемы и перспективы. С. 172-187.
  18. Пименова М. В. Методология концептуальных исследований // Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007. С. 14-16.
  19. Русско-башкирский словарь / под ред. К. З. Ахмерова. М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1964. 986 с.
  20. Русско-татарский словарь / под ред. Ф. А. Ганиева. Изд-е 4-е, испр. М.: Инсан, 1997. 720 с.
  21. Сорокина О. В. Объективная модальность ирреального действия в чувашском и турецком языках // Вестник Чувашского университета. 2010. № 4. С. 227-231.
  22. Сорокина О. В. Семантика необходимости и возможности в высказываниях с модальными конструкциями в современном турецком языке // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2010. Т. 1. № 3. С. 161-167.
  23. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Академический проект, 2004. 991 с.
  24. Толковый словарь татарского языка: в 3-х т. / редколлегия: Л. Т. Махмутова, М. Г. Мехеммадиев, К. С. Сабиров, Ш. С. Ханбикова. Казань: Тат. кн. изд-во, 1981. Т. 3. Т - Һ. 832 с.
  25. Ураксин З. Г. Фразеология башкирского языка. М.: Наука, 1975. 192 с.
  26. Чернов М. Ф. Чăвашла-вырăсла фразеологи словарĕ. Глаголпа ят сăмах фразеологизмĕсем. Шупашкар: Чăв. кĕн изд-ви, 1982. 176 с.
  27. Чувашско-русский словарь / под ред. М. И. Скворцова. Изд-е 2-е, стереотип. М.: Рус. яз., 1985. 712 с.
  28. Якимова Н. И. Соматические фразеологические единицы чувашского языка. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. 176 с.
  29. Banguoğlu Таhsin. Türkçenin grameri. Ankara: Türk Dil Kurumu Yayınları, 1998. 628 s.

Информация об авторах

Ермакова Галина Алексеевна

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары

Сорокина Оксана Васильевна

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары

Якимова Надежда Ивановна

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 апреля 2017.

Ключевые слова

  • концепт
  • картина мира
  • эстетический идеал
  • авторское сознание
  • художественное мышление
  • современная парадигма
  • ассоциативно-смысловые поля
  • национальное мировидение
  • интертекстуальное поле
  • concept
  • worldview
  • esthetic ideal
  • author’s consciousness
  • artistic thinking
  • modern paradigm
  • associative semantic fields
  • national worldview
  • intertextual field

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)