• Original research article
  • April 1, 2017
  • Open access

THE APPROACHES TO UNDERSTANDING LINGUO-CULTUROLOGICAL FIELD OF THE CONCEPT “CONSENT” /ÇУРАÇТАРУ/ЙАРАШ/ANLAŞMA IN THE WORLDVIEW OF TURKIC (CHUVASH, TATAR, TURKISH) ETHNOS

Abstract

The paper analyzes how through the concept “consent/ çураçтару/йараш/anlaşma” the peculiarities of the Chuvash, Tatar, Turkic national worldview are represented. The article is a first glance at the problem. The authors conclude that Turkish, Tatar, Chuvash cultural codes are closely interrelated and conceptualization represents human means to understand and perceive the world and is an instrument to develop imaginative and esthetic conceptions of world and human being, his purpose, value orientations according to a universal superior ideal.

References

  1. Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка: в 17-ти т. Чебоксары: Руссика, 2000. Т. 11-12. 672 с.
  2. Баскаков А. Н. Турецко-русский словарь. М.: Изд-во «Русский язык», 1977. 967 с.
  3. Башкирско-русский словарь / под ред. К. З. Ахмерова. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. 804 с.
  4. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
  5. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. 280 с.
  6. Ермакова Г. А. Звуки земли и неба услышаны. Творчество А. Миттова как постижение метафизического // Вестник Чувашского государственного университета им. И. Я. Яковлева. 2015. № 3. С. 36-44.
  7. Ермакова Г. А. Картина мира через семиотику языковых единиц лирического произведения Я. Ухсая «Полюбил я, поля, вас» // Творчество Флора Васильева и вопросы языка, литературы, образования в глобализирующемся мире: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию удмуртского поэта Флора Ивановича Васильева. Глазов: Изд-во Глазовского гос. пед. ин-та им. В. Г. Короленко, 2014. С. 164-166.
  8. Ермакова Г. А. Надломлена древа жизни ветвь (поэма Н. Ижендея «Голос нерожденного ребенка» как пространство представления глубокой проблемы человечества) // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, религиозно-этнические: сб. науч. ст. Чебоксары: Изд-во Чув. гос. пед. университета им. И. Н. Яковлева, 2015. С. 54-57.
  9. Ермакова Г. А. Роль бинарных оппозиций в сборнике С. Азамат «Струят капели» // Вестник Чувашского университета. 2015. № 2. С. 145-151.
  10. Ермакова Г. А. Художественный мир Г. Н. Айги как репрезентация мировидения чувашского этноса // Художественная культура народов Волго-Камского полиэтнического региона в парадигме современности: сб. ст. Йошкар-Ола: Изд-во Марийского гос. ун-та, 2015. С. 83-87.
  11. Ефимов Г. Туслăх çăлтăрĕ. Шупашкар: Чăв кĕн. изд-ви, 1984. 288 с.
  12. Исанбəт Н. Татар теленең фразеологик сүзлеге. Ике томда. Казан: Тат. кит. Нəшрияты, 1989. Т. I. 495 б.
  13. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
  14. Колесов В. В. Язык и ментальность. СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. 237 с.
  15. Копыленко М. М., Попова З. Д. Очерки по общей фразеологии. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. 190 с.
  16. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия Академии наук СССР. Серия «Литература и язык». 1993 Т. 52. № 1. С. 3-9.
  17. Пименова М. В. Коды культуры и принципы концептуализации мира // Studia linguistica cognitive. М.: Гнозис, 2006. Вып. 1. Язык и познание: методологические проблемы и перспективы. С. 172-187.
  18. Пименова М. В. Методология концептуальных исследований // Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007. С. 14-16.
  19. Русско-башкирский словарь / под ред. К. З. Ахмерова. М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1964. 986 с.
  20. Русско-татарский словарь / под ред. Ф. А. Ганиева. Изд-е 4-е, испр. М.: Инсан, 1997. 720 с.
  21. Сорокина О. В. Объективная модальность ирреального действия в чувашском и турецком языках // Вестник Чувашского университета. 2010. № 4. С. 227-231.
  22. Сорокина О. В. Семантика необходимости и возможности в высказываниях с модальными конструкциями в современном турецком языке // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2010. Т. 1. № 3. С. 161-167.
  23. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Академический проект, 2004. 991 с.
  24. Толковый словарь татарского языка: в 3-х т. / редколлегия: Л. Т. Махмутова, М. Г. Мехеммадиев, К. С. Сабиров, Ш. С. Ханбикова. Казань: Тат. кн. изд-во, 1981. Т. 3. Т - Һ. 832 с.
  25. Ураксин З. Г. Фразеология башкирского языка. М.: Наука, 1975. 192 с.
  26. Чернов М. Ф. Чăвашла-вырăсла фразеологи словарĕ. Глаголпа ят сăмах фразеологизмĕсем. Шупашкар: Чăв. кĕн изд-ви, 1982. 176 с.
  27. Чувашско-русский словарь / под ред. М. И. Скворцова. Изд-е 2-е, стереотип. М.: Рус. яз., 1985. 712 с.
  28. Якимова Н. И. Соматические фразеологические единицы чувашского языка. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. 176 с.
  29. Banguoğlu Таhsin. Türkçenin grameri. Ankara: Türk Dil Kurumu Yayınları, 1998. 628 s.

Author information

Galina Alekseevna Ermakova

I. N. Ulyanov Chuvash State University

Oksana Vasil'evna Sorokina

I. N. Ulyanov Chuvash State University

Nadezhda Ivanovna Yakimova

I. N. Ulyanov Chuvash State University

About this article

Publication history

  • Published: April 1, 2017.

Keywords

  • концепт
  • картина мира
  • эстетический идеал
  • авторское сознание
  • художественное мышление
  • современная парадигма
  • ассоциативно-смысловые поля
  • национальное мировидение
  • интертекстуальное поле
  • concept
  • worldview
  • esthetic ideal
  • author’s consciousness
  • artistic thinking
  • modern paradigm
  • associative semantic fields
  • national worldview
  • intertextual field

Copyright

© 2017 The Author(s)
© 2017 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)