• Научная статья
  • 1 мая 2017
  • Открытый доступ

ПОРИЦАНИЕ: ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация

В данной статье анализируются особенности функционирования речевого акта порицания в устном педагогическом дискурсе. Выявляется объект его оценивания - действие или поведение, но не сама личность учащегося, а также прагматические условия осуществления. Рассматриваются способы осуществления оценочного речевого акта порицания: вербальный, междометный и с помощью невербальных средств. Определяются отличительные черты оценочного речевого акта порицания от таких оценочных речевых актов, как критика, упрек, замечание.

Источники

  1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт. М.: Наука, 1988. 341 с.
  2. Бессонова И. В. Речевые акты похвалы и порицания собеседника в диалогическом дискурсе современного немецкого языка: дисс. … к. филол. н. Тамбов, 2003. 178 с.
  3. Дьячкова И. Г. Похвала и порицание как речевые жанры // Вестник Омского университета. 1998. Вып. 3. С. 55-58.
  4. Карасик В. И. Характеристики педагогического дискурса // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. С. 3-18.
  5. Похвала и порицание [Электронный ресурс]. URL: http://wyrazheniya.ru/poricatelnye-aforizmy-i-poxvala (дата обращения: 11.04.2017).
  6. Черницына Т. В. Коммуникативные стратегии похвалы и порицания в идиостиле В. М. Шукшина: автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2010. 27 с.
  7. Zillig W. Bewerten. Sprechakttypen der bewertenden Rede. Tubingen, 1982. 190 S.

Информация об авторах

Бачурка Мария Сергеевна

Казахстанско-Немецкий университет, г. Алма-Ата

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 мая 2017.

Ключевые слова

  • дискурс
  • порицание
  • оценочный жанр
  • перлокутивный эффект
  • коммуникативная компетенция
  • эмотивы
  • экспрессивы
  • инвективы
  • discourse
  • censure
  • evaluative genre
  • perlocutionary effect
  • communicative competence
  • emotives
  • expressives
  • invectives

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)