• Научная статья
  • 1 августа 2017
  • Открытый доступ

ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВОГО СОДЕРЖАНИЯ АРАБОГРАФИЧЕСКИХ ШАМАИЛЕЙ КАЗАНСКИХ ТАТАР

Аннотация

Статья рассматривает текстовую специфику шамаилей - вида татарского национального изобразительного искусства, совмещающего визуальную и текстовую образность, в значительной мере основанного на искусстве арабской каллиграфии и чаще всего имеющего сакральное значение. В рамках исследования проведен анализ текстового содержания ряда шамаилей из коллекции Национального музея Республики Татарстан, осуществлена их классификация, рассмотрены некоторые культурные, социальные и языковые предпосылки этого явления.

Источники

  1. Ахунов А. Шамаиль // Восточный свет. М., 2012. № 1. С. 90-94.
  2. Буркхардт Т. Искусство ислама. Язык и значение / пер. с англ. Н. П. Локман. Таганрог: Ирби, 2009. 288 с.
  3. Валеева Д. К. Шамаили // Из истории татарского народного искусства. Казань: АН Татарстана ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1995. С. 38-52.
  4. Воробьев Н. И. Материальная культура казанских татар: опыт этнографического исследования. Казань: Дом татарской культуры и Академического центра ТНКП, 1930. 480 с.
  5. Мохсен Ф. Энциклопедия арабской каллиграфии и исламских орнаментов. Каир, Египет, 2002. 283 с.
  6. Стирлен А. Искусство ислама. Распространение персидского стиля. От Исфахана до Тадж-Махала / пер. с франц. Е. В. Нетесовой. М.: Астрель, 2003. 319 с.
  7. Хакимзянова А. Особенности татарского шамаиля [Электронный ресурс]. URL: http://islam-today.ru/obsestvo/kultura/ osobennosti-tatarskogo-samaila/ (дата обращения: 08.06.2017).
  8. Хусяинова Д. Б. Татарский христианский шамаиль [Электронный ресурс]. URL: http://turkportal.ru/religiousarticle/80-tatarskij-hristianskij-shamail.html (дата обращения: 08.06.2017).
  9. Червонная С. М. Искусство Татарии. М.: Искусство, 1987. 352 с.
  10. Шайхлисламов А. Х. Роль мусульманского декоративно-прикладного искусства в становлении и развитии художественного образования татарского народа в Казанском крае (VIII-XV вв.) // Казанский педагогический журнал. Казань, 2008. № 12. С. 113-119.
  11. Шамаилы из коллекции Национального музея Республики Татарстан (конец XIX - начало XX в.): собрания профессоров И. М. Покровского и Н. Ф. Катанова. Казань, 2003. 115 с.
  12. Шамсутов Р. И. Забытые тексты татарских шамаилей // Восточная коллекция. М., 2002. № 4. С. 34-43.
  13. Шамсутов Р. И. Искусство шамаиля [Электронный ресурс]. URL: http://www.idmedina.ru/books/history_culture/ minaret/11/shamsutov.htm (дата обращения: 08.06.2017).
  14. Шамсутов Р. И. Слово и образ в татарском шамаиле: от прошлого до настоящего. Казань: Татарское книжное изд-во, 2003. 199 с.
  15. Штейнберг В. Э., Калимуллин Р. Х., Манько Н. Н., Галиев Р. Г. Исламский дидактический шамаиль как детерминант толерантности: для студентов с углубленным изучением истории и культуры ислама. Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. 165 с.
  16. Юсупова Н. М., Юсупов А. Ф. Суфийская символика в татарской поэзии ХIХ века // Филология и культура. Казань, 2014. № 2 (36). С. 230-235.
  17. George A. The Rise of Islamic Calligraphy. Beirut: Saqi Books, 2010. 244 p.

Финансирование

Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и Правительства Республики Татарстан научного проекта № 16-14-16024 а(р).

Информация об авторах

Гилемшин Флер Фоатович

Академия наук Республики Татарстан

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 августа 2017.

Ключевые слова

  • шамаили
  • татарское искусство
  • арабская каллиграфия
  • тексты шамаилей
  • сакральные тексты
  • арабографические шамаили
  • татарские шамаили
  • shamails
  • Tatar art
  • Arabic calligraphy
  • texts of shamails
  • sacral texts
  • Arabic graphic shamails
  • Tatar shamails

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)