• Научная статья
  • 1 сентября 2017
  • Открытый доступ

ТРАЕКТОРИЯ ИСКАНИЙ (РАЙНЕР МАРИЯ РИЛЬКЕ)

Аннотация

Райнер Мария Рильке начинал с вещей достаточно простых и как сугубый лирик. Цветение его раннего творчества было во многом созвучно тому, что мы обычно соотносим с поэтикой Серебряного века. В конце 1890-х годов он заметно усложняет образность и общий строй поэтической мысли, разрабатывая характерную для романтиков ситуацию разлада с миром. В поиске жизненных опор поэт многое связывал с Россией. Завершающий взлёт гения Рильке падает на начало 1920-х годов, когда он приходит к той фазе своей творческой эволюции, которую можно обозначить понятием «последняя ясность». В основе его художественного наследия лежало глубинное постижение сущности человеческой личности и окружающего её мира. Поэзию Рильке пронизывает предчувствие, а затем констатация потрясений и огромных перемен на пороге ХХ столетия.

Источники

  1. Адмони В. Г. Поэзия Райнера Марии Рильке // Вопросы литературы. 1962. № 12. С. 138-158.
  2. Азадовский K. M. «Россия была главным событием..» // Рильке и Россия: письма, дневники, воспоминания, стихи. СПб.: Издательство Ивана Лимбам, 2003. С. 5-117.
  3. Березина А. Г. Поэзия и проза молодого Рильке. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1985. 184 с.
  4. Букреева Л. Л., Береснев С. Д. Об адекватности художественного образа в оригинале и переводе (на материале стихотворения Р. М. Рильке “Abschied” и его перевода на русский язык) // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. М., 1986. № 2. С. 60-65.
  5. Демченко А. И. Мировая художественная культура как системное целое. М.: Высшая школа, 2010. 528 с.
  6. Демченко А. И. «Серебряный век». Саратов: Pan-Art, 2011. 68 с.
  7. Дрожжин С. Д. Современный германский поэт Райнер Рильке (из записок и воспоминаний) // Путь. 1913. Вып. XII. С. 47-64.
  8. Ерёмин В. Н. Сто великих поэтов. М.: Вече, 2005. 452 с.
  9. Журавлева Е. И. Языковые средства создания образности поэтического текста. Сенсорные образы и их значение (на материале стихотворения P. M. Рильке “Spanische Tänzerin”) // Проблемы культуры, языка, воспитания. Архангельск, 1996. Вып. 2. С. 143-150.
  10. Засеева Г. М. Лексико-семантические средства создания связности поэтического текста (на материале «Дуинских элегий» Р. М. Рильке) / Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003. 203 с.
  11. Иванова Е. Л. Лирический цикл как форма «Часослова» // Вопросы филологии. СПб.: Нестор, 2006. № 12. С. 92-104.
  12. История немецкой литературы: в 4-х т. М.: Наука, 1968. Т. 4. 614 с.
  13. Калюжная Л. С. Сто великих писателей. М.: Вече, 2004. 532 с.
  14. Лысенкова Е. Л. Эволюция поэтического языка P. M. Рильке и проблемы её отражения в русских переводах: автореф. дисс.. к. филол. н. Магадан, 1997. 28 с.
  15. Медведев А. А. «И эон с эоном говорит»: диалог Р. М. Рильке и Лермонтова в «большом времени» // Литературоведческий журнал. 2014. № 35. С. 89-106.
  16. Небесная арка: Марина Цветаева и Райнер Мария Рильке. СПб.: Эгида, 1999. 397 с.
  17. Пахомова И. В. Москва Райнера Марии Рильке // Культура - искусство - образование: сб. науч. ст. / сост. Е. Ф. Петровский. М., 1998. С. 52-53.
  18. Пигина Н. В. Апеллятивность в цикле P. M. Рильке «Сонеты к Орфею» // Иностранные языки: Герценовские чтения. СПб., 1999. С. 91-92.
  19. Райнер Мария Рильке и Александр Бенуа. СПб.: Эгида, 2001. 267 с.
  20. Рудницкий М. Л. Русские мотивы в «Книге Часов» Рильке // Вопросы литературы. 1968. № 7. С. 135-149.
  21. Хольтхузен Г. Э. Райнер Мария Рильке, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск: Урал LTD, 1998. 394 с.

Информация об авторах

Демченко Александр Иванович

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 сентября 2017.

Ключевые слова

  • Райнер Мария Рильке
  • созвучность раннего творчества поэтике «серебряного века»
  • усложнение образности и художественного мышления с конца 1890-х годов
  • завершающий взлёт начала 1920-х годов с выходом к «последней ясности»
  • глубинное постижение сущности человеческой личности и окружающего её мира
  • констатация потрясений на пороге ХХ столетия
  • Rainer Maria Rilke
  • consonance of early works with poetics of the “silver age”
  • complexity of figurativeness and artistic thinking since the late of the 1890s
  • final rise of the beginning of the 1920s with the following “last clarity”
  • deep comprehension of human personality’s essence and the world around it
  • statement of upheavals at the turn of the XX century

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)