• Научная статья
  • 1 октября 2017
  • Открытый доступ

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ КОНТАКТИРУЮЩИХ ЯЗЫКОВ В АСПЕКТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ФОНЕТИКЕ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ

Аннотация

В статье рассматривается проблема лингвометодического освещения результатов сопоставительных исследований фонетического строя русского и татарского языков. Выявлено, что в практику обучения русской фонетике учащихся-татар должен быть заложен принцип учета особенностей родного языка учащихся. Авторы предлагают включить в систему упражнений здания на преодоление интерференции, обусловленной расхождениями в фонетике русского и татарского языков.

Источники

  1. Богородицкий В. А. Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных со многими рисунками и с экскурсами о татарской орфографии и произношении. Казань: Изд-во Дома татарской культуры, 1930. 356 с.
  2. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. Л.: Просвещение, 1977. 175 с.
  3. Газизов Р. С. Сопоставительная грамматика татарского и русского языков. Фонетика и морфология. Казань: Татар. кн. изд-во, 1977. 272 с.
  4. Григорьев Н. Д. Ошибки фонетического характера и методика их предупреждения. Казань: Таткнигоиздат, 1977. 86 с.
  5. Журавлев В. К. Фонология и методика преподавания русского языка в национальной школе // Лингвистические основы преподавания языка: сб. ст. / отв. ред. Н. А. Баскаков, А. М. Шахнарович. М.: Наука, 1983. 278 с.
  6. Закирьянов К. З. Сопоставительное исследование разноструктурных языков: лингвометодический аспект // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. № 3. С. 224-233.
  7. Кульшарипова Р. Э. Сопоставительная фонетика русского и татарского языков. Казань: Унипресс, 1998. 61 с.
  8. Харисов Ф. Ф., Харисова Ч. М. Сопоставительно-типологическая характеристика сегментных единиц татарского и русского языков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3: в 2-х ч. Ч. 2. С. 103-105.
  9. Шакирова Л. З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе / под ред. Н. М. Шанского. Казань: Магариф, 1999. 280 с.
  10. Шакурова М. М. Татарско-русское двуязычие: проблемы обучения языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64): в 3-х ч. Ч. 2. С. 211-214.
  11. Шанский Н. М. Сопоставительное изучение языков и обучение русскому языку нерусских // Русское языкознание и лингводидактика. М.: Русский язык, 1985. С. 15-23.
  12. Юналеева Р. А. Обучение русскому литературному произношению. Казань: Магариф, 2003. 120 с.
  13. Юсупова З. Ф. К вопросу о совершенствовании теоретических основ обучения русскому языку как неродному (на материале изучения морфологии) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64): в 3-х ч. Ч. 1. С. 216-218.
  14. Husnutdinov D. H., Yusupova Z. F., Shakurova M. M., Yusupov A. F., Mirzagitov R. H. Practical Aspect of Comparative Research on the Material of the Russian and Tatar Languages: XIX-XXI Centuries // Journal of Language and Literature. 2016. Vol. 7. № 2. P. 191-194.

Финансирование

Публикация статьи осуществлена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного проекта № 16-14-16017.

Информация об авторах

Юсупова Зульфия Фирдинатовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Шакурова Муслима Магсумовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Опубликована: 1 октября 2017.

Ключевые слова

  • сопоставление
  • русский язык
  • татарский язык
  • фонетический строй
  • методика обучения
  • двуязычие
  • comparison
  • Russian language
  • Tatar language
  • phonetic system
  • training technique
  • bilingualism

Copyright

© 2017 Автор(ы)
© 2017 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)